9 Ноябрь 2007

100-мм зенитная пушка Б-14

Posted by admin under: Зенитная артиллерия .

Заказ Управления ВМС на разработку проекта, рабочих чертежей и опытного образца 102-мм зенитной пушки длиной в 45 калибров с углом возвышения +75 был выдан заводу «Большевик» 26 декабря 1930 года. Срок изготовления опытного образца по заказу 1 апреля 1932 года, но почти сразу завод «Большевик» «выторговал» 5 месяцев, то есть к 1 сентября 1932 года.

Проект был представлен заводом на утверждение Управления ВМС 6 апреля 1931 года. Утверждение проекта последовало в мае 1931 года, но при этом угол возвышения был увеличен с +75 до +85.

16 июня 1931 года Управлением ВМС было внесено вторичное изменение угла возвышения с +85 на +85 +90, что потребовало новой переработки проекта.

В сентябре 1931 года Управление ВМС телеграммой изменило калибр 102-мм на 100-мм.

В мае 1931 года последовало распоряжение об изготовлении заводом второго образца системы для Главного артиллерийского управления.

Опытный образец для Управления ВМС получил индекс Б-14М, а для ГАУ Б-14С.

Первым был изготовлен опытный образец для ГАУ (Б-14С), который прибыл на НИАП 26 августа 1933 года.

Для испытаний Б-14 на НИАП было доставлено 549 лафето-пробных снарядов чертежа 4472 и 200 стержневых шрапнелей чертежа 4765.

В результате двух выстрелов 7 и 8 сентября 1933 года снарядом чертежа 4765 весом 15,4 кг (заряд 1/2 и 3/4 нормальных) произошло повреждение буферных деталей между казенником и дном люльки вследствие резких откатов. Расчетная длина отката 680 мм, а было 200250 мм, После ремонта давление в накатнике было снижено с 75 атмосфер до 4555 атмосфер и 1415 сентября 1933 года испытания были продолжены.

Работа досылателя и полуавтоматики не было отлажена. Противооткатные устройства работали неудовлетворительно, по-прежнему происходил резкий накат. До 20 сентября 1933 года система разбиралась заводом на НИАПе с целью исправления затвора, полуавтоматики и накатника. Кроме того, на системы поставили прицел от 3К.

Затем заводские испытания были продолжены, и с 20 ноября по 15 декабря 1933 года было сделано 13 выстрелов (всего с начала испытаний 25) лафето-пробным снарядом чертежа 4472 весом 15,6 кг. Заряд нормальный 5,№ кг 23/1 НГВ + 80 гр. воспламенителя. При этом были получены: начальная скорость 875882 м/с и длина отката 570620 мм.

На испытаниях подъемный механизм сдавал при угле возвышения 0 на 1316 и при угле +45 +60 на 57.

Отмечена плохая работа полуавтоматики и противооткатных устройств.

Досылатель переделывали два раза, но удовлетворительной работы его достигнуть не удалось.

После этих испытаний Б-14 была отправлена на завод «Большевик» для исправления полуавтоматики и противооткатных устройств.

Вторично система поступила на НИАП 28 октября 1934 года для продолжения заводских испытаний, а также для испытания второго опытного лейнированного ствола с лейнером № 2390.

89 декабря 1934 года сделано 12 выстрелов снарядом весом 15,615,7 кг. Всего в декабре сделано 15 выстрелов. Вынимался лейнер без затруднений. Система сильно сдавала в вертикальном наведения (на 28) и давала укороченные откаты. При усиленном заряде происходил резкий накат. Заряжание при стрельбе производилось только вручную. После испытаний система опять отправлена на «Большевик». В очередной раз система поступила на НИАП в июне 1936 года для заводских испытаний и двух новых автофреттированных лейнеров.

Так как завод уже не хотел дорабатывать Б-14С, то пребывание ее на НИАПе затянулось, и стрельбы были начаты лишь в августе 1937 года. После того, как 17 июня 1937 года Артуправление РККА окончательно передало Б-14С в распоряжение НИАПа, который продолжал использовать ее для испытания снарядов, зарядов, гильз, взрывателей и т.д. Для удобства заряжания системы вручную короб досылателя и противовес были сняты. Заряд нормальный для начальной скорости 900 м/с и давления в канале 2850 кг/см2 подобрали из того же пороха 23/1 НГВ, но из другой партии. Заряжание велось вручную, а стрельба одиночными выстрелами. Работу досылателя наладить не удалось, а без досылателя автоматика работать не может. Заряжание на малых углах 1 15 может производиться вручную непосредственно, а при больших углах орудие приводится на «угол заряжания». По договоренности завода с НКВД 31 августа 1937 года на НИАП был направлен конструктор этой системы Кудряшов, который дал НИАПу все разъяснения. На НИАПе не умеют вставлять лейнер в Б-14, которых к этому стволу имеется 3 штуки. После испытаний комиссия НИАПа пришла к заключению: «Сейчас к стрельбе Б-15 не пригодна. Требуется ремонт противооткатных устройств, подъемного механизма и т.п.». 14 июня 1938 года Артуправление направило на НИАП письмо, в котором говорилось: «Артуправление в настоящее время производить ремонт не предполагает. Система останется на НИАПе и должна быть приведена в состояние, годное для хранения». Для ВМФ заводом «Большевик» был изготовлен второй образец Б-14М (М морской), который испытывался на морском полигоне в 19351936 годах. Довести его также не удалось. На 1935 год заводу «Большевик» было заказано 5 систем Б-14. Валовое производство Б-14 планировалось вести на заводе № 92.

Но в 1935 году «Большевик» не сдал ни одной Б-14 из-за недоработанности системы и новых требований к ней заказчика (щит, ночной прицел и др.).

Кончилось дело тем, что в октябре 1935 года было решено проектировать новую 100-мм пушку.

Главным аргументом против принятия Б-14 на вооружение было:

1. Ненадежность гидропневматического досылателя;

2. Неудовлетворительное расположение досылателя, что исключало возможность ручного заряжания при больших углах возвышения,

3. Отсутствие щита,

4. В конструкции орудия не была учтена возможность применения ССП,

Для Б-14 первоначально предполагались скрепленные стволы, но позже стали изготавливать лейнированные стволы.

Затвор клиновой горизонтальный. Полуавтоматика пневматического типа (подобно Б-24 первых выпусков). Досылатель гидропневматический, работает за счет энергии отката.

Приводы механизмов вертикального и горизонтального наведения ручные. Подъемный механизм имел один зубчатый сектор. Накатник гидропневматический.

Лафет тумбового типа.

Опытный образец Б-14М отличался от первого образца Б-14С прицельными устройствами, учитывающими качку, а также новой конструкцией досылателя. В остальном Б-14М и Б-14С были одинаковы.

Стержневая шрапнель чертежа 4765 (системы Розенберга) имела 72 стержня.

Кроме того, имелся еще один вариант 100-мм стержневой шрапнели Розенберга с 9092 стержнями (меньших размеров).

Использовали гранаты весом 15,6 кг чертежа 4383.

Гильзы взяты от морской пушки, длина гильзы 695 мм, вес 6,785 кг. Вес патрона 28,145 кг.



Рубрики

Быстрый переход

Мы рекомендуем