9 Ноябрь 2007
152-мм гаубица-пушка обр. 1937 г. МЛ-20.
Posted by admin under: Гаубицы .
История создания гаубицы-пушки.
152-мм пушка обр. 1910/1934 г. (в 1935-1936 гг. она именовалась 152-мм гаубицей обр. 1934 г.) имела много недостатков. Основными из них были:
1. Подрессорен был только лафет, а передок не имел подрессоривания, и скорость возки по шоссе была ограничена 1820 км/час.
2. Подрессоривание выключалось специальным механизмом, а не автоматически, на что уходило 2 3 минуты.3. Верхний станок представлял собой слишком сложную отливку. И самым серьезным недостатком было совмещение подъемного и уравновешивающего механизма в одной системе. Скорость ВН за один оборот маховика не превышала 10 минут, что было предельно мало. Наконец, система 1934 г. хоть и именовалась гаубицей, но угол возвышения у нее (+45) для гаубиц 30-х голов был слишком мал.
В 1935-1936 годах группа конструкторов завода № 172 (Пермский завод) вела работы по капитальной модернизации 152-мм гаубицы обр. 1934 г. В частности, угол возвышения у нее был увеличен до +62. Однако АУ резко выступило против, назвало модернизацию «ложным путем», при котором только возрастает вес системы, а основные недостатки остаются без изменений. В результате работы по модернизации системы обр. 1934 г. были прекращены.
Две другие группы конструкторов завода № 172 спроектировали два варианта новой артсистемы, которую назвали «гаубицей-пушкой», то есть универсальную артсистему, у которой было больше гаубичных свойств и меньше пушечных. Первый вариант гаубицы-пушки получил индекс МЛ-15, а второй МЛ-20 (МЛ индекс завода, от названия Мотовилиха деревня вблизи Перми, где расположен завод). Ствол и затвор у МЛ-15 и МЛ-20 идентичны системе обр. 1934 г. Люлька и противооткатные устройства в МЛ-15 и МЛ-20 в основном взяты без изменений от обр. 1934 г. за исключением того, что цапфенная обойма МЛ-20 состояла из двух половинок, а у МЛ-15 представляла собой одно целое. Верхние станки у обр. 1934 г. и МЛ-20 литые, различия у них мелкие. Верхний станок МЛ-15 клепаный, совершенно другой конструкции. Подъемный механизм у МЛ-15 и МЛ-20 секторный. У МЛ-15 имелось два сектора, а у МЛ-20 один. Уравновешивающий механизм у МЛ-15 и МЛ-20 одинаков. Нижний стол, боевая ось и подрессоривание у МЛ-20 целиком взяты у обр. 1934 г., а у МЛ-15 все новое. Выключение подрессоривания у МЛ-20 осталось ручным, а у МЛ-15 производилось автоматически при раздвигании станин. Колеса МЛ-20 взяты от обр. 1934 г., а у МЛ-15 колеса дисковые с грузолентой. МЛ-20 имела станины от обр. 1934 г., а у МЛ-15 они были новой конструкции.
МЛ-15 и МЛ-20 имели одинаковый передок, взятый от 152-мм гаубицы НГ (обр. 1931 г.)(НГ гаубица фирмы Рейнметалл. Малая серия (14 ед.) таких гаубиц была изготовлена Пермским заводом в 1933-1935 гг.). После войсковых испытаний 152-мм гаубицы обр. 1934 г. вариант раздельной возки уже не рассматривался.
Первый образец МЛ-15 был изготовлен заводом № 172 в начале 1936 года и после заводских испытаний 29 апреля был отправлен на НИАП. И июню 1936 года полигонные испытания на НИАПе были закончены. Комиссия признала их неудовлетворительными. После этого АУ заказало заводу № 172 две МЛ-15 с изменениями по результатам испытаний. В частности, боевая ось была сдвинута вперед на 180 мм и этим уменьшалось давление на хобот. Изменен подъемный механизм вместо двух секторов введен один, затем вместо одной скорости наведения стало две.