9 Ноябрь 2007
Береговая оборона Риги
Posted by admin under: Интересно .
Полевой сезон этого года мы начали необычно рано. В конце марта обследовали Даугавгривский маяк и батареи рядом с маяком. 23 апреля удалось выехать на Мангальсалу и вновь осмотреть некоторые уже известные батареи устья Даугавы. Совершенно определенно прослеживаются этапы создания береговой обороны Риги в конце XIX и в начале XX веков.
Сохранившиеся кирпичные сооружения береговых батарей, как в Болдерае (в районе Кометфорта), так и на Мангальсале (в районе Магнусхольмской батареи) можно датировать 1874 — 1884 годами. Наиболее характерными для рижских батарей этого периода, являются двухорудийные артиллерийские позиции (плутонги), когда один кирпичный погреб (укрытие для личного состава и погреба для боезапаса) строился для обслуживания боевой деятельности двух орудий. Фундаменты орудий в то время делали из бутового камня и настила из бревен, что объясняет почти полное отсутствие сохранившихся позиций — камень и бревна растаскивали местные жители, а также использовали сами военные для последующих хозяйственных построек. Следует заметить, что бутовый камень в последующие годы уже большеникогда на применялся для создания фундаментов орудий, ввиду малой прочности оснований такого типа, при возростающей мощности пушек. Иногда бутовым камнем заполняли ряжевые клети оснований орудий временных батарей, но для обороны такого крупного промышленного и портового центра, каким всегда была и остается Рига, временные батареи никогда не строились.
Однако на Мангальсале сохранились две позиции с фундаментами из бутового камня на позициях наиболее удаленных от берега Даугавы. На сегодня, это самые старые (им более ста лет!) артиллерийские позиции береговой обороны Риги, сохранившиеся до наших дней. Позиции такого типа больше нигде не встречаются на берегах всех стран Балтийского моря и являются частью Европейского культурного-исторического наследия. Находка Мангальсальских позиций являтся важным событием в исторической жизни Риги и всей Европы.
Однако, я думаю, вандалы, которые сегодня орудуют на Мангальсале при попустительстве местных властей, также будут рады новой находке.
Второй наиболее значимый этап в создании береговой обороны Риги — это 1912-1914 годы, когда были построены основные батареи в устье Даугавы. Для этих сооружений уже применялся фортификационный бетон толщиной до четырех метров. Технология строительства тогда еще не знала железобетона, но объем бетонных работ, выполненный за два года в устье Даугавы, поражает.
Обследование фортификационных сооружений Мангальсалы следует начинать со старого военного пирса, остатки которого сохранились на берегу Даугавы. К пирсу подходила узкоколейная железная дорога, последние рельсы которой сегодня вырывают из земли местные мародеры. Слева от пирса сохранился кирпичный склад боеприпасов конца XIX века. На принадлежность сооружения к складу указывают и два больших дверных проема, в которые должны были проходить подводы с лошадьми. В 1912 году рядом с пирсом построили еще два бетонных склада для снарядов. Один склад взорван, а второй представляет собой грандиозную свалку, что лишний раз характеризует отношение властей Риги к памятникам истории и архитектуры.
На все объекты военной инфраструктуры береговой черты Мангальсалы сегодня претендует Рижский порт, который планирует устроить здесь причалы для вывоза опилок и щепы.
Вообще, поражает также, недостойная города Риги, загаженность лесов Мангальсалы. Прибрежные леса Мангальсалы сегодня представляют собой сплошное болото, рассадник комаров и вредителей леса. Деревья лиственных пород, паразитирующе выросшие на искусственных насыпях линий береговых батарей, составляют основу лесов на берегу Мангальсалы. Лишенные прочных корней, они падают при первом же сильном ветре, ни говоря уже об январском урагане.
Береговые батареи, построенные в начале ХХ века, впоследствии использовались латвийской армией в 30-е годы. На батарее G (шестиорудийная позиция) располагалась 152-мм батарея полка «Даугавгрива» (4х152), орудия которой, в 1936 году были установлены на железнодорожные платформы и составили первую батарею Полка железнодорожной артиллерии латвийской армии.
В советское время на Мангальсале была только одна батарея, состаявшая их трех 130-мм установок Б-13, и которая использовалась для обучения курсантов Рижского артиллерийского училища береговой обороны ВМС. Курсанты сами построили эту батарею, но долгое время не удавалось определить дату постройки, ветераны называли разные даты от 1947 до 1950 годов.
Для многих современных исследователей характерно великомысленное созерцание старого бетона и ржавых болтов, пробивающихся через траву. Затем следуют утомительные поиски в интернете, а те кто имеет возможность, погружаются в архивные исследования, при этом ругают местные власти (чем автор тоже грешит), не сохранившие для потомков памятники истории. Не умаляя ни один из видов поиска информации, следует добавить еще один — взять в руки лопату и попытаться очистить хотя бы одно основание береговой пушки.
23 апреля, утащив у тещи любимые грабли с огорода, автор посетил батарею G на Мангальсале и попытался очистить одно из оснований орудий. Следует заметить, что на шестиорудийной батарее G (смотри статью Батареи Мангальсалы) мы видим шесть разных фундаментов, на которые устанавливались различные орудия, как в Первую мировую войну, так и во времена Латвийской армии, и в советское время. Был выбран ряд болтов среднего диаметра, более похожий на основание орудия калибром 130-мм. Первые же попытки снять мох, открыли ровный бетонный круг, тщательно выделанный на восьмигранном основании. После снятия очередного куска дерна открылась надпись — «Матро…». С удвоенной энергией очистив болты от мха и земли можно было прочесть послание 60-летней давности — «7.09.46 г. Построена Матросами».
Да, здесь стояла учебная батарея единственного в СССР артиллерийского училища береговой обороны ВМС, здесь воспитывались офицерские кадры для береговых батарей всех флотов огромной страны, но первые залпы на своем жизненном пути офицера береговой артиллерии, курсанты делали на крутых берегах Мангальсалы!