9 Ноябрь 2007

85-мм зенитная пушка 52-К обр. 1939 г. СССР

Posted by admin under: Зенитная артиллерия .

5 сентября 1937 года КБ завода № 8 сообщило Артуправлению о проекте инженера Г.Д Дорохина наложения 85-мм ствола на лафет 76-мм пушки 3К. 85-мм ствол снабжен дульным тормозом, вес снаряда 9,2 кг, начальная скорость 800 м/с. На всякий случай военпред Цырульников произвел расчет наложения того же ствола, но без дульного тормоза.

При этом требовалось увеличить вес ствола на 300-400 кг, что требовало серьезной переделки узлов и деталей системы.
28 сентября 1937 года нарком обороны обратился в Артуправление с предложением включить в план опытных работ на 1938 год заводу № 8 изготовление опытного образца 85-мм подвижной пушки, тактико-технические требования которой будут разработаны Артуправленнем. К тому времени Артуправление уже занималось разработкой этих требований. Так, протоколом от 22 ноября 1937 года было решено снять задание на проектирование 85-мм дистанционной шрапнели.
31 января 1938 года завод № 8 представил Артуправлению описание 85-мм пушки 52-К:
Вместо существующего лейнера (от 76-мм зенитки 3-К) взята свободная труба, конец которой свободен от кожуха на длине 1800 мм и имеет навинтной дульный тормоз. Поковка свободной трубы новая. Кожух свободной трубы имеет утолщение между захватами (чтобы нормально работал уравновешивающий механизм от лафета 3-К) и короче на 1431 мм существующего моноблока 76-мм пушки 3-К. Этот кожух можно получить из существующей поковки, казенник и клин претерпевают незначительные изменения, благодаря чему можно использовать существующие поковки казенника и клина от 3-К. Таким образом, в 3-К надо заменить:
а) моноблок на другой кожух;
б) лейнер на свободную трубу.
Кроме того, надо заменить казенник, клин, кривошип спусковой рукояти, лапки экстрактора и ввести дульный тормоз.
В январе 1938 года были проведены заводские испытания первого опытного 85-мм ствола на лафете 3-К. Согласно акту от 29 января 1938 года, всего сделано 35 выстрелов при угле 0°. Первые 20 выстрелов сделаны с дульным тормозом снарядом весом 9,2 кг, начальная скорость была 613-830 м/с, а затем сделано 15 выстрелов без дульного тормоза с начальной скоростью 673-714 м/с. По этим 15 выстрелам установлена предельная начальная скорость 715 м/с при допустимом откате 1150 мм для стрельбы без дульного тормоза.
31 января 1938 года 85-мм ствол на лафете ЗК прибыл на Софринский полигон. 1 февраля сделано 45 выстрелов при углах возвышения от 0° до +80° со средней начальной скоростью 827,2 м/с. Отмечены отказы в работе полуавтоматики (аккумулятора). Длина отката несколько увеличена.
Комиссией отмечено, что даже при темпе стрельбы 1 выстрел в 1,5-2 минуты ствол значительно нагревается. В целом результаты удовлетворительные.
Испытания на НИЗАПе в 1938 году на лафете 3-К
85-мм пушка на лафете ЗК впервые прошла испытания на НИЗАПе (Научно-исследовательском зенитно-артиллерийском полигоне) с 8 июля по 25 сентября 1938 года. Ко времени прибытия на НИЗАП из 85-мм ствола уже было сделано 104 выстрела.
По результатам испытаний комиссия НИЗАПа отметила ряд недостатков 85-мм пушки:
а) Недостаточный процент поглощения энергии дульным тормозом, что приводит к прыжкам системы и сбиванию наводки;
б) Увеличение по сравнению с 3-К бокового рассеивания снарядов;
в) Намины на задней поверхности клина затвора.
Учитывая, что в целом 85-мм пушка себя оправдала, Артуправление решило заказать опытную серию в 20 пушек заводу № 8.
Опытная серия отличалась от опытного образца, изготовленного в конце 1937 года, новым дульным тормозом и увеличенной опорной поверхностью клина и казенника.
Головной образец отличался от самой серии тем, что 85-мм ствол был наложен на лафет 76-мм зенитной пушки обр. 1938 г. (упрощенную тумбу, установленную на четырехколесную повозку), на нем были поставлены клин, казенник, полуавтоматика и кожух образца, изготовленного в 1937 году.
Испытания на НИЗАПе в 1939 году на лафете пушки обр. 1938 г.
85-мм пушка на лафете 76-мм пушки обр. 1938 г. прошла испытания на НИЗАПе с 21 апреля по 10 августа 1939 года с перерывами из-за отсутствия боеприпасов. В ходе испытаний на НИЗАПе сделано 1100 выстрелов и пройдено 500 км. Средняя скорость буксировки за ЗиС-5 по грунтовой дороге 30-35 км/ч, максимальная же скорость — около 50 км/ч.
Устройство 85-мм пушки на лафете 7б-мм пушки обр. 1938 г. лучше, чем на лафете 3-К. Дульный тормоз действовал удовлетворительно. Отмечено три отказа полуавтоматики.
В ходе полигонных испытаний стреляли снарядами весом 9,2 кг с начальной скоростью 800 м/с. По результатам полигонных испытаний комиссия заявила, что пушка полигонные испытания выдержала, и рекомендовала ее к принятию на вооружение в качестве корпусной зенитной пушки. По этому поводу Артком заявил, что «ни 76-мм, ни 85-мм зенитные пушки не могут заменить 100-мм зенитной пушки, и смешивать в общую кучу эти системы не следует».
10 мая 1940 года Артуправление окончательно установило индекс 85-мм зенитной пушки — «52-П-365″.
5 июля 1940 года Артком срочно приказал собрать четыре 85-мм зенитные пушки и отправить на испытания в Евпаторию, для чего завод № 8 должен снять с 76-мм пушек обр. 1938 г. стволы и заменить их на 85-мм.
Производство 52-К велось исключительно на завдое №8 им. Калинина, который до зимы 1941-42 гг. располагался в деревне Подлипки (Подмосковье), а затем был эвакуирован в г.Свердловск. В 1940 году цена одного орудия 52-К составляла 118 тыс. руб.
К 22 июня 1941 года в войсках имелось 2630 орудий 52-К. В годы войны 676 орудий было передано в ВМФ.



Рубрики

Быстрый переход

Мы рекомендуем