22 Май 2008
Модернизация английской 155-мм гаубицы AS90
Posted by admin under: Гаубицы .
В сухопутных войсках (СВ) зарубежных стран непрерывно проводятся мероприятия по совершенствованию парка самоходных орудий полевой артиллерии. Одной из перспективных систем за рубежом является 155-мм самоходная гаубица (СГ) серии AS90, состоящая на вооружении СВ Великобритании.
История создания. Более 20 лег назад английская фирма «Виккерс шипбилдинг энд инжиниринг» (в настоящее время — «БАе системз», г. Барроу) предложила Индии универсальную башню с 155-мм артиллерийской частью со стволом длиной 39 клб для установки на гусеничное шасси танка Mkl собственной разработки. В 1982 году система «башня — орудие» получила наименование GBT155, а к 1986-му в результате проведенных доработок в Великобритании была создана самоходная гаубица AS90 на гусеничном шасси с двигателем, расположенным спереди (рис. 1).
Немного позднее гаубица стала рассматриваться как альтернатива (см. таблицу) американской 155-мм СГ М109 со стволом длиной 39 клб, находящейся на вооружении в 28 странах. Английский образец не уступал американскому по надежности и мобильности. Он имел двигатель, аналогичный двигателю базовой машины реактивной системы залпового огня М270, а также модернизированную гидропневматическую подвеску.
В результате проводимых фирмой «Виккерс» НИОКР в 1989 году была создана новая модификация гаубицы со стволом длиной 52 клб, отвечавшая, по мнению разработчиков, критерию «стоимость/эффективность». Данный вариант получил наименование AS90B Braveheart («Храброе сердце») и мог конкурировать с последней версией американской СГ М109А6 «Паладин». Командование СВ Великобритании приняло решение о замене устаревшего артиллерийского парка 155-мм СГ гаубицами AS90B. Первый контракт на производство 179 единиц стоимостью 300 млн фунтов стерлингов (около 420,7 млн долларов) был подписан с фирмой в июне 1989 года. А за год до принятия новых стандартов (основные нормативы — длина ствола 52 клб, 23-л зарядная камора, использование модульных метательных зарядов — ММЗ) для будущих 155-мм артиллерийских систем НАТО фирма «Виккерс» провела испытания СГ AS90 с экспериментальным стволом ЕХР36 длиной 52 клб и новой системой ММЗ. Ствол создан под руководством предшественника управления по разработкам и испытаниям МО Великобритании — DERA (Defence Evaluation and Research Agency) и хорошо показал себя в ходе испытаний в апреле 1987 года.
155-мм самоходная гаубица AS90 со стволом длиной 39 клб
С марта по май 1993 года на Абердинском полигоне (штат Юта, США) совместно фирмой «БАе системз» и научно-исследовательской лабораторией (НИЛ) американских СВ были проведены испытания и демонстрация возможностей третьего варианта новой английской артиллерийской системы. По заявлению представителей английской компании, СГ AS90B (рис. 2) одновременно доставила в район цели четыре снаряда, то есть реализовала так называемый «псевдозалп». При этом штатные осколочно-фугасные снаряды (ОФС) М107 и метательные заряды М4А2 использовались одновременно с системой управления огнем фирмы «Магновокс», включающей бортовой компьютер, разработанный НИЛ СВ США, и экспериментальный дисплей.
Во время испытаний проводились также стрельбы по движущимся целям из орудия со сгволом длиной 39 клб, однако уже в 1997 году фирма «БАе системз» выпустила в г. Бароу последнюю СГ AS90 со стволом 39 клб для СВ Великобритании. Спустя два года она получила контракт на проведение первой плановой модификации гаубицы, направленной на совершенствование артиллерийской части и системы метательных зарядов.
Проблемы орудий со стволом длиной 52 клб и пути их решения, Новые стандарты НАТО для 155-мм СГ были приняты в первую очередь с целью повышения дальности стрельбы. Однако увеличение длины ствола с 39 до 52 клб (с 6 045 до 8 165 мм) приводит к возрастанию не только массы качающейся части орудия, но и времени соприкосновения снаряда с внутренними стенками канала ствола. В связи с этим необходимы новые технологии изготовления как артиллерийской части, так и боеприпасов, включая снаряд и метательный заряд.
Ключевыми вопросами при изготовлении ствола 52 клб являются конструкция качающейся части и покрытие внутренней поверхности канала ствола. Новый ствол планируется изготавливать из той же марки стали, что и предыдущий (39 клб). Чтобы удержать ствол большей массы, люлька увеличена и снабжена дополнительным креплением. Кроме этого, изменено давление в уравновешивающем механизме, при этом противооткатные устройства остаются без изменения. Незначительно увеличен экстрактор и изменена конструкция дульного тормоза, в результате чего его эффективность достигла 35 проц. Вследствие этого при стрельбе с полным зарядом (ПЗ) длина отката составляет 790 мм, а сила отката — 580 кН.
Для удержания при движении более массивного ствола механизм крепления в походном положении усилен, а за счет усовершенствования его формы улучшен передний обзор для механика-водителя. Угол подъема ствола в походном положении изменен до 5,5°, что позволило не уменьшать величину клиренса.
Стволы 52 клб для СГ AS90, в отличие от американских, немецких и французских, не будут ни хромироваться, ни подвергаться лазерной обработке. Это связано с тем, что фирма «Сомхем» (ЮАР) создала специальный прибор BERMI для измерения эрозии канала ствола. Данное устройство, по словам разработчиков нового ствола, оказывало существенную помощь в работе, особенно в первое время. Оно позволяет измерить покрытие канала ствола (как на поверхности между нарезами, так и внутри нарезов) с точностью до микрона и определить влияние различных ММЗ на его эрозию.
В результате использования южноафриканского прибора было установлено, что на снижение начальной скорости снаряда в канале с покрытием гораздо большее влияние оказывает разрушение нарезов, чем эрозия поверхности между ними. Чтобы определить победителя в конкурсе по созданию системы ММЗ, в 1998 году управление по разработкам и испытаниям МО Великобритании закупило первую модель прибора BERMI, который способен измерять только первые 250 мм поверхности канала ствола. В последствии разработанный совместно этим управлением и фирмой «Сомхем» прибор BERMI-5 мог измерять уже всю поверхность этого канала.
Контракт по модернизации артиллерийского парка СГ AS90 предполагает установку стволов длиной 52 клб на 97 гаубиц и производство 212 стволов из расчета два на одну гаубицу в течение 20 лет мирного времени и первых 30 дней в условиях войны. Но представители фирмы «БАе системз» надеются, что смогут удовлетворить требования заказчика при производстве одного ствола на гаубицу. По мнению разработчиков, новый ствол будет соответствовать стандартам по живучести ствола — 2 000 выстрелов на ПЗ и даже выдержит 2 500. Как показали испытания, проведенные фирмой «Сомхем», большая часть стволов может выдержать до 5 000 выстрелов на ПЗ, а инженеры фирмы «БАе система» рассчитывают, что при использовании выбранной ими технологии покрытия ствола для СГ AS90B и новой системы ММЗ стволы будут выдерживать до 10 000 выстрелов. Благодаря увеличению срока службы ствола фирма получила разрешение на увеличение до 147 числа модернизируемых гаубиц без изменения количества производимых стволов. Но кроме устройства ствола на его живучесть влияют применяемые модульные метательные заряды.
В качестве основного претендента для стандартных метательных зарядов для своих 155-мм орудий командование СВ Великобритании рассматривает ММЗ М91/92 южноафриканских фирм «Сомхем» и «Насхем». В связи с этим в вооруженных силах страны осуществляется программа по модернизации СГ AS90 совместно с ЮАР. Завершить разработку нового варианта гаубицы планируется в 2002 году. МЗ М91 зеленого цвета (в Великобритании известен как L14) используется для образования первого и второго зарядов, МЗ М92 (L12) белого цвета — с третьего по шестой. Номер заряда определяется количеством модулей МЗ (в отечественной классификации он соответствует числу выбранных из гильзы пучков пороха).
Как одноосновное взрывчатое вещество ММЗ L14, так и трехосновное для МЗ L12 отличается от ММЗ других фирм меньшей зависимостью характеристик от температуры и рассчитано на диапазон от — 40° до + 63°. Корпус ММЗ изготавливается из низкоэнергетического материала, имеющего невысокую температуру горения. Особый материал стенок позволяет сократить расстояние между внутренней и внешней поверхностью стенок. Снижение температуры горения корпуса МЗ до 1 296° ведет к охлаждению прослойки газа между поверхностью канала ствола и имеющими более высокую температуру (2 268° для ММЗ L12) продуктами горения пороха ММЗ. что и уменьшает эрозию канала ствола.
Испытания метательных зарядов проводились как в Южной Африке, так и в Великобритании. В первом случае башня AS90 была установлена на колесное шасси южноафриканской СГ G6, а в Великобритании стрельба велась из уже выпущенных орудий со стволом длиной 52 клб.
Модули МЗ снабжены специальными углублениями и соответствующими выступами, обеспечивающими надежное крепление и не допускающими неправильного соединения модулей. Для удобства работы с последними в условиях плохого освещения их верхние поверхности имеют характерный рельеф. Такая конструкция модулей позволяет также устанавливать их на автоматическую систему заряжания. Но еще нет полной уверенности в том, что и буксируемые орудия можно оборудовать подобными системами заряжания, функционирующими с модулями. В настоящее время управление DERA, английская фирма «БАе системз» и южноафриканская «Сомхем» продолжают работать над совершенствованием формы и порохов для ММЗ.
До апреля 2003 года запланированы испытания с целью составления новых таблиц стрельбы для южноафриканских ММЗ. Для стрельбы на пятом и шестом зарядах необходимо модернизировать существующие снаряды.
Существующие снаряды, принятые на вооружение, не отвечают требованиям, предъявляемым к ним, при стрельбе на максимальных зарядах. Теоретически при скорости 945 м/с, которая достигается на ПЗ, дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом L15A1/A2 составляет 30, а кассетным с донным газогенератором (ГГ) L20A1 — 37 км. Однако для стрельбы этими снарядами из орудий со стволом длиной 52 клб необходимо оборудовать их новой ведущей частью, а именно пояском, который должен обеспечить нормальное прохождение снаряда по каналу ствола. В связи с этим Великобритания самостоятельно и совместно с другими странами осуществляет мероприятия по созданию новых материалов и разработке конструкций ведущих и обтюрирующих поясков. В целом массогабаритные показатели снарядов не изменятся, но в связи с принятием на вооружение ММЗ боеукладка СГ AS90B будет иной.
Новая боеукладка включает пять типов модулей общим числом 240 штук, или 48 зарядов, что соответствует боекомплекту из 48 выстрелов, как и до модификации. Каждый выстрел состоит из заряда и снаряда. 31 снаряд размещен в башенной укладке в четырех модулях. Укладка боеприпасов является одним из важных элементов новой полуавтоматической системы заряжания. При заряжании модуль с выбранным снарядом двигается до тех пор, пока последний не будет установлен на подающем рукаве, с которого он перемещается на поддон, а затем уже в камору при помощи досылателя.
Остающиеся снаряды, в том числе имеющие большую длину (дальнобойные с ГГ или «Копперхед»), расположены вокруг шасси сзади двери и боевого отделения. Для увеличения возимого боекомплекта фирма «БАе системз» разрабатывает также укладку на 60 выстрелов (60 снарядов и 300 модулей). При этом, компоновка башни должна быть рассчитана на экипаж численностью четыре человека. В СГ командир и наводчик расположены справа, а два заряжающих — слева.
С существующей системой заряжания на учениях, проведенных в США, максимальная скорострельность из СГ составила три выстрела за 8,4 с и 18 — за 2 мин. Продолжительная стрельба была проведена в Саудовской Аравии, где 120 выстрелов произведено за 1 ч. Разрабатываемая система заряжания будет иметь большую степень автоматизации для AS90B, и ее намечается предложить на экспорт. Кроме того, вооруженным силам Польши предложена система подачи боеприпасов, обеспечивающая загрузку 48 снарядов за 6,5 мин. Фирма «БАе системз» предлагает автоматизированную систему заряжания, которая позволяет производить первые три выстрела непрерывно.
Большое внимание разработчики уделяют повышению надежности работы и простоте обращения при эксплуатации артиллерийской системы. В настоящее время автоматическая система заряжания еще не удовлетворяет всем необходимым требованиям, так как отдельные операции выполняются вручную. Ее совершенствование будет продолжаться одновременно с заменой артиллерийской части, запланированной до 2003 года. Основной проблемой при этом остается несоответствие характеристик существующих метательных зарядов и систем заряжания. Фирма «БАе системз» разработала полностью автоматизированную систему заряжания, но она может размещаться только в башне нового типа.
Согласование работы системы заряжания с другими системами СГ, обеспечивающими подготовку к выстрелу, осуществляет бортовая система управления огнем (СУО), которая включает: автоматическую электронную систему наведения орудия, дисплей наводчика, справочную систему, баллистический вычислитель (радиолокационная станция определения начальной скорости снаряда и вычислительное устройство), электронный установщик взрывателя, оборудование, необходимое для стрельбы боеприпасами с корректируемой траекторией, встроенный тренажер.
Бортовой компьютер, принимая информацию от системы управления боем артиллерийским подразделением, отображает на дисплее наводчика основные данные о боевой обстановке, местоположение гаубицы, район огневой позиции, места расположения пунктов боепитания, планируемые маршруты движения, которые отображаются на дисплее на фоне цифровой карты местности. Вместо справочной системы фирма «БАе системз» предлагает инерциальную навигационную систему на базе лазерного гироскопа FIN3110. Она позволяет измерять пройденной расстояние с точностью 0,25 проц., а при совместном использовани космической радионавигационной системы NAVSTAR — с погрешностью не более 10 м.
Для повышения точности стрельбы СУО СГ AS90B «Брейвхарт» может включать систему стабилизации орудия. Новое оборудование обеспечивает непрерывную наводку ствола с точностью одно деление угломера (360% 400) по азимуту, что компенсирует воздействие отката. Время изменения наводки орудия составляет менее 1 с после нажатия соответствующей кнопки на пульте управления. Учет отката особенно важен во время автоматического ведения огня при псевдозалпе на мягком грунте.
В целом благодаря СУО подготовка к стрельбе с марша, включая определение исходных данных для стрельбы, заряжание и наведение, осуществляется за 22 с. Псевдозалп из трех выстрелов выполняется за 10 с, перевод в походное положение -за 5 с, при этом уже через 37с после занятия огневой позиции СГ может ее сменить.
Мощность двигателя 492 кВт (660 л. с.), что обеспечивает удельную мощность 10,8 кВт/т. Благодаря автоматической трансмиссии и гидропневматической подвеске такая удельная мощность достаточна для выполнения требований по маневренности на поле боя даже после увеличения общей массы артиллерийской системы на 0,5 т после установки ствола 52 клб. В случае необходимости мощность может быть повышена до 604 кВт (810 л. с.). Максимальная скорость движения по шоссе составляет 55 км/ч, по траве — до 40 км/ч и по мокрой глине — до 20 км/ч. Вместимость топливных баков 740 л, что обеспечивает запас хода до 370 км. На стоянке источником электрической энергии является генератор переменного тока, приводимый в действие от отдельного трехцилиндрового дизельного двигателя с водяным охлаждением. Его номинальные выходные параметры: 28 В и 280 А, максимальная сила тока 300 А. Генератор расположен в задней части силового блока и доступен из боевого отделения.
При движении, особенно по пересеченной местности, важную роль играет подвеска, которая обеспечивает плавность хода. Кроме того, она способствует снижению силы отката орудия. Для стабилизации при стрельбе на максимальных зарядах планируется на всех катках СГ «Брейвхарт» изменить клапаны гидропневматических подвесок.
Предусматривая возможность частого движения по относительно ровному, но не твердому покрытию, разработчики СГ создали и провели испытания (в условиях пустыни) коробки передач с уменьшенным передаточным числом, что позволяет двигаться также по снегу.
С целью использования гаубицы в районах с температурами до — 46°С разрабатываются низкотемпературные масла и смазки, а также проводится модернизация основного и вспомогательного двигателей. Разрабатываются обогреватели и низкотемпературные батареи. Напротив, для эксплуатации гаубицы при высоких температурах необходима система охлаждения двигателя и силовой передачи. На полигоне в штате Аризона, (США), проведены испытания системы охлаждения при температуре +54°С (рис. 3).
Броневой корпус обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту СГ и экипажа, однако увеличение толщины брони не планируется, так как это приведет к уменьшению удельной мощности и снижению мобильности.
Фильтровентиляционная установка предназначена для защиты экипажа от оружия массового поражения за счет создания избыточного давления внутри корпуса машины. Дымовые гранаты, установленные на башне, создают маскирующее облако в видимом и инфракрасном спектре. Для ведения стрельбы прямой наводкой справа от люльки орудия рядом с наводчиком смонтирован оптоэлектронный прицел DFS90 (дальность действия до 2 000 м).
С целью дальнейшего совершенствования СГ AS90B командование СВ Великобритании запланировало ряд мероприятий после 2010 года. Основными элементами программы модернизации являются: внедрение электротермохимического способа метания, управление температурным режимом канала ствола, лазерное инициирование метательного заряда, разработка низкочувствительных взрывчатых веществ для боеприпасов, полностью автоматическая система заряжания. Контроль за температурой канала ствола необходим для повышения скорострельности при продолжительной стрельбе. На современном этапе для ведения стрельбы в течение часа скорострельность не должна превышать 2 выстр./ мин. При большей скорострельности уже через 20 мин температура достигает критического значения (+160°С). Для снижения температуры возможно использование специальных аэрозолей или жидкостной системы охлаждения, расположенной в средних слоях ствола.
На протяжении нескольких лет самоходная гаубица AS90 является одной из лучших артиллерийских систем и рассматривается многими странами в качестве перспективного вооружения своих сухопутных войск. В таблице приведены основные тактико-технические характеристики 155-мм самоходных артиллерийских систем, находящихся на вооружении ведущих стран НАТО. В 1999 году польские специалисты проводили сравнение СГ AS90 с немецкой PzH-2000. Было принято решение установить башню AS90 на гусеничное шасси польского производства «Калина». Новая система получила название «Краб». Руководство Польши планирует закупить от 72 до 140 орудий, а английская фирма «БАе системз» предоставит технологии по изготовлению деталей и их сборке. Имеется ряд других стран, которые также рассматривают варианты установки башни СГ AS90 на гусеничные шасси, в том числе и танков советского и российского производства.