7 Январь 2020
Танкетка Т-17, не вошедшая в серию
Posted by admin under: Российская и Советская артиллерия .
В середине 1920-х годов Советский Союз столкнулся с проблемой нехватки тяжёлой бронетехники. Бронемашин было мало. К тому же большая часть из них сохранилась ещё со времён Первой мировой войны и уже морально устарела.
Сложная политическая обстановка обязывала наращивать боевую мощь. Помощи ждать было не откуда. Поэтому создавать новые бронемашины нужно было собственными силами.
Армия остро нуждалась не только в боевых бронемашинах, но и в машинах сопровождения. Первым тяжёлым советским танком стал Т-16, а первым лёгким – танкетка Т-17.
Конструктивные особенности танка Т-17
Танкетка Т-17 задумывалась как лёгкий одноместный танк для разведывательных операций, для осуществления связи или для охраны и сопровождения.
Его высота составляла 2,14 м, ширина – 1,74 м, общая длина корпуса – 4,96 м. Он имел клепаный корпус на каркасе, резино-металлические гусеницы и кронштейн для преодоления рвов в кормовой части. Ходовая часть и трансмиссия были спроектированы по типу танка сопровождения Т-16. Карбюраторный двухцилиндровый двигатель мощностью 20 л.с. был модернизацией мотоциклетного двигателя Микулина ГоМВ Pz-12. Т-17 имел противопульную защиту из катаных листов толщиной 7 мм и 14 мм в лобовой части. В боковой рубке справа был установлен пулемет.
За свои небольшие размеры Т-17 получил название «Лиллипут».
Сложности в создании Т-17
Проектирование Т-17 началось в середине 1926 года. Оно было поручено группе инженеров из ГКБ ОАТ. Руководил проектом Сергей Петрович Шукалов.
В марте 1928 года проект, наконец, утвердили, но первый опытный образец был изготовлен лишь осенью 1929 года на ленинградском заводе «Большевик».
Конструирование шло медленно, так как у отечественных танкостроителей на тот момент было ещё мало опыта в этом деле. А на заводе прототип создавался долго из-за нехватки оборудования и подготовленных специалистов.
В 1930 году был проведён ряд испытаний, в ходе которых Т-17 показал хорошую манёвренность и подвижность. Однако выяснилось, что один член экипажа не в состоянии управлять машиной и одновременно стрелять из пулемёта, поэтому танкетка была отправлена на доработку.
В январе 1931 года был окончен проект доработанного Т-17. Вторая версия Т-17 мало чем отличалась от первой. Основное отличие состояло в том, что танк стал двухместным и резино-металлические гусеницы стали резиновыми. Однако и этот проект был отправлен на доработку, а затем и вовсе сошел на нет.
Дальнейшая судьба танкетки Т-17
До серийного производства танкетки Т-17 дело так и не дошло, так как появились более перспективные проекты и была куплена лицензия на производство танкеток Carden-Lloyd.
Тем не мене, на базе Т-17 впоследствии были созданы танкетки Т-21, Т-22 и Т-23.