30 Апрель 2008

АСУ-57 57-мм авиадесантная самоходная артиллерийская установка

Posted by admin under: Самоходная артиллерия .

Авиадесантная самоходная установка «Объект 572» была изготовлена на заводе №40 (с 26 сентября 1948 года — Мытищинском ордена Отечественной войны I степени машиностроительном заводе, ММЗ) конструкторским бюро (ОКБ-40) во главе с Н.А. Астровым в 1948 году. Установка предназначалась для укомплектования частей и подразделений воздушно-десантных войск.

Самоходка прошла полигонные испытания в апреле 1949 года, войсковые — в июне 1949 года. В 1951 году на ММЗ началось ее серийное производство под обозначением АСУ-57. Позднее, эта работа была отмечена Государственной премией СССР.
АСУ-57 относилась к типу полузакрытых установок с передним расположением МТО. Боевое отделение, находившееся в кормовой части корпуса, было совмещено с отделением управления.
Броневая защита АСУ-57 — противопульная. Корпус изготовлялся из стальных и алюминиевых броневых листов, соединенных сваркой и клепкой. Носовую часть составляли два броневых листа, сваренных между собой и с бортами корпуса. К нижнему листу прикреплена передняя часть днища. Борта корпуса — это вертикальные бронелисты, приваренные к нишам подвески, бортовым нишам и лобовым щитам. Днище корпуса — дюралюминиевый лист, соединенный заклепками с лобовыми листами и нишами подвески. Штампованный из дюралюминия кормовой лист крепится на заклепках к днищу и бортам корпуса. Верхние части лобового и бортовых листов корпуса — откидные. В нишах боевого отделения, расположенных на надгусеничных полках, находились аккумуляторы, часть боекомплекта и ЗИП. При необходимости боевое отделение сверху прикрывалось съемным брезентовым тентом.
В МТО поперек корпуса самоходки расположен карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения М-20Е (аналогичный устанавливаемому на легковом автомобиле повышенной проходимости ГАЗ-69). Двигатель, коробка передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами образуют единый блок, опирающийся на четыре эластичные опоры. Бортовые передачи представляют собой простой редуктор. В передней части корпуса также расположены радиаторы (водяной и масляный) и вентилятор с приводом.
В боевом отделении размещалась длинноствольная 57-мм пушка Ч-51, созданная в 1948-1950 гг. в ОКБ завода №106. Ствол-моноблок пушки был оснащен двухкамерным дульным тормозом и эжектором, который находился на расстоянии 4 калибров от дульного среза. Пушка имела вертикальный клиновый затвор с полуавтоматикой копирного (механического) типа и корытообразной люлькой. В ее передней части находилась труба, а в ней — гидравлический тормоз отката и гидропневматический накатник. За люлькой помещались направляющие для захватов ствола. Качающаяся часть и люлька были смонтированы на рамке.
При ведении огня с закрытых позиций применялась артиллерийская панорама, а при стрельбе прямой наводкой расчет пользовался оптическим прицелом ОП2-50, шкалы которого ночью и при плохой видимости подсвечивались.
В 1955 году было начато производство модернизированного варианта пушки, получившего индекс Ч-51М. Двухкаморный дульный тормоз с эффективностью 68% заменил новый, щелевой; открывание затвора и экстракция гильз производилась в конце наката, а не в конце отката, как у Ч-51; в поворотный механизм было введено тормозное устройство.
Весь экипаж располагается в боевом отделении: сиденье механика-водителя находится спереди у правого борта; заряжающий сидит позади механика-водителя; сиденье командира, выполняющего обязанности наводчика и радиста, находится спереди у левого борта.
Ходовая часть самоходки состоит из трех обрезиненных опорных катков, обрезиненного натяжного колеса, выполняющего роль опорного, в балансир которого встроен механизм натяжения винтового типа, двух поддерживающих роликов и звездочки на каждый борт. Звездочки имеют по два зубчатых венца с асимметричным профилем зубьев. Двухшаговое зацепление гусеницы с ведущим колесом исключало ее выпучивание в тормозном режиме. Подвеска трубчато-стержневая торсионная с гидравлическими амортизаторами на передних узлах, торсионы первого, второго и третьего катков правого борта смещены относительно левых на 70 мм. Балансиры первых катков правого борта и левого борта соединены тягами с гидравлическими амортизаторами. Гусеничная цепь — металлическая, мелкозвенчатая, шириной 204 мм состоит из 80 траков с шагом 86 мм. Каждый трак имеет по два гребня.
До появления подходящих самолетов ВТА транспортировка АСУ-57 могла осуществляться только тяжелыми планерами Як-14 и Ил-32. Для предотвращения раскачки корпуса машины при ее транспортировке в планере или самолете использовалось устройство, фиксирующее крайние узлы подвесок на корпус.
Машина оснащалась танковым переговорным устройством ТПУ-47 на три абонента, радиостанцией 10-РТ-12 (с 1961 года — соответственно Р-120 и Р-113) и ПНВ. Радиостанция размещалась в боевом отделении — перед сиденьем командира и работала со штыревой антенной высотой от 1 до 4 м. Максимальная дальность связи для Р-113 — до 20 км.
Впервые АСУ-57 была продемонстрирована на военном параде на Красной площади в Москве 1 мая 1957 года.
Модификации
АСУ-57П. В 1954 году в ОКБ-40 под руководством Н.А. Астрова на базе АСУ-57 была создана плавающая авиадесантная самоходная артиллерийская установка АСУ-57П («Объект 574»).
Силовая передача отличалась наличием коробки отбора мощности с приводом на гребной винт, размещенный в нише днища. Первоначально в качестве водоходного движителя применили опробованный на легком танке вариант — два гребных винта с приводом от направляющих колес. Это обещало прекрасную маневренность на плаву, однако гусеницы при этом не отключались, а при выходе на берег, когда двигатель работал на низших передачах, не хватало тяги. Более эффективной оказалась схема, отработанная на довоенном легком танке Т-40, на котором винт с рулем в потоке находились в туннеле.

В систему охлаждения был добавлен теплообменник, который при движении на плаву обеспечивал отвод тепла от охлаждающей жидкости в забортную воду, нагнетаемую гребным винтом.

Машина получила пушку Ч-51П, которая представляла собой модернизированную пушку Ч-51М и отличалась от последней соединением трубы с более технологичным активным дульным тормозом, конструкцией казенника, механизма полуавтоматики и подъемного механизма. Цапфы люльки перенесены вперед на 22 мм.

Несмотря на улучшения, АСУ-57П так и не приняли на вооружение. Причин для этого было несколько: во-первых, сильно облегченная установка была очень слабо защищена; во-вторых, хватало выпускавшихся АСУ-57, а в-третьих, уже началась испытания новой, более мощной системы — АСУ-85.



Рубрики

Быстрый переход

Мы рекомендуем