9 Ноябрь 2007
Лафеты
Posted by admin under: Интересно .
В полевых лафетах, с несколько укороченными и облегченными станинами, увеличен диаметр колес; приняты железные оси и чугунные втулки в ступицах. Чтобы уменьшить увеличившийся при этом откат, станины были соответственным образом изогнуты посредине. Прочные оковки и лодыжные наметки несколько увеличили вес лафета. Для более равномерного распределения груза на обе оси при больших передвижениях приняты походные гнезда.
Между расходящимися к хоботу станинами помещен вставной лафетный ящик для боевых припасов с двускатной крышей и петлями по бокам, для вставления рычагов при переноске. Подъемный механизм состоял из вращающейся на горизонтальном болте (под цапфами) доски, опирающейся своею выемкою на головку винта, ввинченного в вращающуюся на цапфах матку. Для удобства передвижения на людях, в лобовой части лафетов, у концов осей и у хобота были прикреплены крючья, за которые задевались особые лямки с кожаными петлями. Для той же цели в особые скобы на станинах вставлялись поперечные рычаги (для передвижения требовалось 8–11 человек для 4 фн. и 11–15 — для 12 фн.). 2 правила, вдвигаемые в обоймы по бокам шворневой воронки, служили для горизонтальной наводки. При отступлении и перевозке через рвы и реки к кольцу у хобота прикреплялся длинный канат —»отвоз», за который тянул передок; при этом орудие могло продолжать стрельбу. Гаубичный лафет имел деревянную ось и клиновой подъемный механизм с горизонтальным винтом. Походных гнезд нет. Зная по опыту, что гаубичные лафеты не выдерживают стрельбы под углами большими 20градусов, Грибоваль ограничил этот угол 18градусами (и -5). Осадные лафеты имели устройство, тождественное с гаубичными, и вообще мало отличаются от Вальеровских.
Осадные лафеты не имели походных гнезд, так как орудия перевозились отдельно от лафетов на особых 4-колесных дрогах (для перекладки орудий дроги снимались с передков, как и лафеты).Лафеты французских орудий имели две особенности: во-первых, все они, за исключением 6″ грибовалевской гаубицы, имели железные оси; во-вторых, более простой подъемный механизм, состоящий из вертикального винта, вращающегося в бронзовой втулке, на который опирается доска, связанная шарниром (крюками с петлями у лафетов системы XI года) с передней подушкой. Такой подъемный механизм был более надежным и позволял быстрее перейти из походного положения в боевое и обратно путем поворачивания втулки с винтом на 90градусов. В то же время лафеты 12- и 8-фунтовых пушек имели дополнительную походную пару гнезд для цапф, что облегчало транспортировку, но затрудняло переход в боевое положение. Это было одной из причин принятия на вооружение 6-фун. пушек, у которых таких гнезд нет. Другой причиной было наличие у противоборствующих держав именно таких калибров, что позволяло пользоваться захваченными боеприпасами, чему способствовало то обстоятельство, что калибр 6-фун. французских пушек был почти самым большим среди таких же орудий других стран. Чтобы покончить с этой темой, скажу еще, что французская артиллерия была полностью перевооружена орудиями системы XI года только к концу 1808 года, и в русский поход Наполеон не взял ни одной 8-фунтовой и всего лишь 32 4-фун. пушки (4 роты артиллерии Молодой гвардии). Все эти калибры были переданы в армию, сражавшуюся против испанцев, которые в свое время приняли грибовалевскую систему.
Для крепостных орудий были приняты особые лафеты, станины которых, состоявшие из нескольких врубленных друг в друга брусьев, связанных болтами, имели 2 колеса на передней оси и одно сплошное, прочное — между станинами — на задней. Передние колеса катились при откате по боковым продольным брусьям особой поворотной платформы; заднее колесо — по центральному желобчатому брусу платформы, которая могла вращаться около переднего шворня. Подъемный механизм — клиновой, без винта. Высота расположения цапф около 5 фут. (вместо прежних 31/2). Для береговых орудий были приняты подобные же станки на 4 колесах, катившихся по брусьям деревянной поворотной рамы (впереди шворень; сзади — одно сплошное прочное колесо, двигавшееся по дуговой железной полосе, укрепленной на основании).