9 Ноябрь 2007

Самоходная артиллерия Германии (1933-1945)

Posted by admin under: Самоходная артиллерия .

Самоходно-артиллерийские установки Красной Армии подразделялись, подобно танкам, на базе которых создавались, на легкие, средние и тяжелые. В годы Второй мировой войны использовалось не более десятка артиллерийских систем. Одна и та же машина могла и бороться с танками противника, и сопровождать пехоту, и вести огонь с закрытых позиций, и подавлять долговременные оборонительные сооружения. Иной концепции придерживались немцы. Самоходные артустановки вермахта по задачам боевого применения, компоновке, вооружению, бронированию разделялись следующим образом так:

Selbsgtfahrlafette — самоходное орудие.
Sturmgeschutz — штурмовое орудие.
Jagdpanzer — танк-истребитель.
Раnzеrjager — истребитель танков.
Sturmpanzer — штурмовой танк.
Flakpanzer — зенитный танк.
Waffentrager — орудийный транспортер.

Иногда четкой границы между некоторыми понятиями классификации самоходной артиллерии не было, либо она размывалась в процессе развития техники и приемов ведения войны.

Самоходное орудие — установленное на гусеничном шасси полевое или специальное орудие, частично защищенное броней, либо без бронезащиты. Назначение таких машин — артилерийская поддержка пехотных и танковых частей.

Под это определение более всего подходили орудия среднего или крупного калибра на шасси легких и средних танков, либо на специально созданных шасси, способных выдержать значительные весовые и ударные нагрузки. В этом классе машин немцы широко использовали французские и иные трофейные танки.

Самоходным орудием можно считать гигантскую 600-мм осадную мортиру типа “Каrl” (экземпляр этого орудия под названием “Тор” демонстрируется в танковом музее в Кубинке).

Штурмовое орудие — полностью бронированная машина, безбашенный танк с короткоствольной пушкой или гаубицей. Такие машины с 1938 г. создавались на шасси средних танков III и предназначались для огневой поддержки боевых порядков пехоты и танков. В дальнейшем, когда стали использовать длинноствольные пушки калибра 75 мм, штурмовые орудия превратились фактически в истребители танков, сохранив, однако, название штурмовых танков. Идея создания подобного оружия принадлежала генералу танковых войск Гейнцу Гудериану, и дальнейшее развитие бронетанковой техники подтвердило его правоту.

Истребители танков представляли собой легкобронированное полуоткрытое длинноствольное противотанковое орудие (обычно с дульным тормозом) установленное на шасси легкого танка, часто — трофейного.

Танки-истребители представляли собой оптимальный вариант соединения броневой защиты среднего или тяжелого танка с мощным длинноствольным орудием, способным эффективно бороться с русскими и союзными танками. Если первые танки-истребители являлись развитием штурмовых орудий, то к концу войны были разработаны более совершенные конструкции. Наиболее удачной машиной была “Jagdpanther”, сохранившая многие достоинства базового танка и дополнившая их огневой мощью 88-мм орудия.

Штурмовые танки являлись разновидностью штурмовых орудий. В полностью закрытом толстой броней корпусе устанавливалась гаубица или мортира. Такие машины с 1944 г. использовались в подразделениях тяжелой пехотной артиллерии, в танковых частях, и для выполнения задач огневого подавления защищенных целей.

Зенитный танк представлял собой одноствольную или многоствольную зенитную установку на шасси танка, обычно среднего. Башни обычно были открытыми сверху. В конце войны большинство германских зенитных артсамоходов применялись в зенитных взводах танковых полков. Массового выпуска таких машин не было, ряд перспективных образцов в 1945 г. только проходил войсковые испытания.

Из стадии испытаний не вышли и некоторые самоходные гаубицы, крупнокалиберные самоходные пушки на шасси тяжелых танков и безоткатные орудия на шасси легких.

Огнеметный танк был либо серийным танком или бронетранспортером, оборудованным 1-2 метателями, либо специально созданной машиной, в которой огнемет был основным вооружением.

Артиллерию — и ствольную и реактивную — немцы устанавливали и на полугусеничных шасси бронетранспортеров, бронированных и небронированных тягачей. 37-мм пушка над кузовом бронетранспортера была на машинах командиров взводов, короткоствольная 75-мм пушка на такой же машине была средством непосредственной поддержки пехоты, длинноствольные 75-мм противотанковые пушки использовались пехотными подразделениями как мобильные противотанковые средства. Самоходные минометы — обычные и многоствольные — обеспечивали навесной огонь на небольших расстояниях или целеуказание, постановку дымовых завес и т. п. Имелись и зенитки различных калибров на шасси немецких машин.

Почти все образцы гусеничной самоходной артиллерии сохранили основные тактико-технические характеристики базовых танков, но обычно имели усиленное бронирование, и, вследствие этого, возросшую массу, сниженную удельную мощность, худшую маневренность и проходимость и т. п. Экипажи легких самоходок насчитывали от 3 до 5, средних и тяжелых — 4-6 человек. О разнообразии типов машин германской самоходной артиллерии и некоторых их внешних и конструктивных особенностях речь пойдет ниже. Большинство германских боевых и транспортных средств назывались специальными машинами — Sonderkraftfahrzeuge, обозначались аббревиатурой SdKfz и цифровым индексом.
Истребитель танков на шасси 1В

Истребитель танков на шасси легкого танка 1В отличался от базовой машины установкой 47-мм чехословацкой противотанковой пушки взамен пулеметной башенки. Спереди и с боков орудие прикрывалось противопульным щитом. В 1939 г. построили 170 таких SdKfz 101. Имелись и установки 20-мм зенитки образца 1938 г.
Маrder II

На это же шасси в высокой коробчатой рубке ставилось 150-мм пехотные орудия образца 1933 г. Направляющие колеса выполнялись не спицованными, а сплошными. Оба эти образца применялись во Франции и в первый год войны на Восточном фронте. Имелся также образец с установкой германской 37-мм противотанковой пушки. Машины были выпущены в небольшом количестве.
Советская пушка на базе Т II

На базе легкого танка II была создана опытная машина с 50-мм пушкой Раk38. В основном же на шасси модификации А, В, С и F выпускался истребитель танков “Магder II” с 75-мм пушкой Раk 40/2 длиной 46 калибров (SdKfz 131). На шасси модификаций D и F с четырьмя катками большого диаметра ставилось то же орудие (SdKfz 132). На эти же машины ставились и трофейные 76-мм советские пушки образцов 1936 и 1940 гг. — как с дульными тормозами, так и без них. Боевые рубки с немецкими пушками были смещены вперед, с длинноствольными советскими располагались ближе к корме. Всего было изготовлено 700 машин этих типов в период с декабря 1941 г. по начало лета 1943 г.
“Wespe”

Самоходка “Wespe” с легкой полевой гаубицей образца 18/2 (SdKfz 124) была с 1943 г. на вооружении артиллерийских частей танковых соединений. Высокая боевая рубка, открытая сзади и сверху, находилась на корме, в ней помещалось четыре человека расчета и боекомплект из 18 снарядов, впоследствии увеличенный до 32. Всего было выпущено 682 машины, из них 158-в варианте невооруженного транспортера боеприпасов.

Низким силуэтом, всего 160 см, отличалась 150-мм самоходная гаубица на шасси легкого танка II. Орудие размещалось за отделением управления. Машина с пятью опорными катками называлась SdKfz 121; на удлиненном шасси с шестью катками индекса не имела. Эти машины с 1943 г. применялись в моторизованных полках вермахта.

Появление подобных машин было вызвано желанием извлечь максимум пользы из устаревшей и слабосильной техники. Пехотные части получали мобильные и лучше защищенные, чем полевые, орудия, средства огневой поддержки и противотанковой обороны.

На шасси танка III было выпущено большое семейство штурмовых орудий с 75-мм пушками (SdKfz 142). В низкой, но достаточно просторной многогранной надстройке с тонкой крышей вооружение ставилось несколько смещенным к правому борту; лобовой пулемет отсутствовал, боекомплект состaвлял 44 снаряда.

Модификации А-Е до весны 1941 г. оснащались короткоствольной (длина 24 калибра) пушкой, аналогичной устанавливавшейся на средних танках IV. Одна из подобных самоходок модификации D, вмонтирована в памятник советским героям- саперам под Волоколамском. Советские источники называли такие машины “Артштурм”.

Опыт Восточного фронта заставил вооружить машину пушкой длиной в 33 калибра. Изменилась конфигурация броневой маски, на крыше боевого отделения появился колпак вентилятора. Усилилось бронирование носовой части, но машина сохранила достаточно низкий силуэт и ходовые качества, не уступавшие базовому танку.

Начиная с февраля 1942 г. в модификации F (SdKfz 142/1) штурмовое орудие вооружалось пушкой длиной 43 калибра, на большинстве машин с дульными тормозами двух типов, аналогичное орудие ставилось на танках IV. Из оружия непосредственной поддержки пехоты машина превращалась в танк-истребитель. Но таких машин было построено всего 119. Модификация F/8 получила орудие длиной в 48 калибров, выпуск начался с июня 1942 г. Следующая модель, StuG III G, с 80-мм лобовой броней получила командирскую башенку. Часть орудий устанавливалась в литой броневой маске. Машин этой модели с 1943 г. изготавливали свыше 9 тысяч.

Модификации J, L и М отличались конструкцией опорных катков, направляющих и ведущих колес. Многие машины покрывались циммеритом, надстройки и носы некоторых защищались слоем бетона. Если первые образцы StuG III весили около 20-22 т, то с усиленной броней обмазкой и бортовыми противокумулятивными экранами масса превысила 24 тонны. Над люком заряжающего устанавливался щиток для единого пулемета МG-34 или МG-42. Штурмовое орудие с длинноствольной пушкой использовали в танковых подразделениях, истребительно-противотанковых подразделениях пехотных дивизий.

Функции непосредственной поддержки пехоты перешли к вооруженному короткоствольной 75-мм пушкой штурмовому танку III моделей М-О. В маске StuG III устанавливалась и 105-мм гаубица Н.42 с длиной ствола в 28,3 калибра (SdKfz 142/2). Свыше тысячи их использовалось с 1943 г. в бригадах штурмовых орудий и в танковых частях.

В коробчатой широкой надстройке монтировалась 150-мм полевая гаубица образца 1933 г. справа от нее пулемет. Таких машин на шасси танка III выпустили всего дюжину. Но на Восточном фронте они замечены были.

Многочисленные трофейные StuG III оснащались 76-мм танковой пушкой Ф-34 в рубках и масках различных конфигураций и под обозначением СУ-76И (И — иностранная) действовали в артиллерийских самоходных частях Красной Армии. Одна из таких машин была установлена на постамент в украинском городе Сарны.
“Маrdеr” на базе танка 38(t)

Немало артсамоходов изготовили на шасси чехословацкого танка 38(t) “Ргаhа”. Двигатель танка либо смещали в носовую часть, а боевое отделение размещали в кормовой; либо сохранялось заднее расположение двигателя, а рубка с орудием была впереди. Лобовой пулемет танка оставался на месте. Истребитель танков “Магdег III” модификации Н вооружался германской 75-мм Раk 40/3 с длиной ствола 46 калибров в рубке, смещенной к носу; модификация М с тем же орудием имела переднее расположение двигателя. Обе машины обозначались как SdKfz 138, встречалось название “Магder 38?. Третий вариант истребителя танков “Магdег III”, SdKfz 139 (построено 344 штуки), оснащался трофейной советской пушкой Ф-22 калибра 76 мм. Немцы высоко ценили это орудие и использовали его (с некоторыми конструктивными переделками) и в качестве полевого. В вермахте вообще не брезговали никакой артиллерией, независимо от ее происхождения, а тем более — новейшей. Из 1271 построенных машин “Магdег III” трех типов четыреста применялись на Восточном фронте и в Северной Африке.

Ставилась на шасси 38(t) и 150-мм пехотная гаубица в рубках переднего и заднего расположения. С 1940 г. таких SdKfz 138/1 “Вison” было построено около 370. Использовались они для поддержки моторизованных частей. Противотанковые орудия с 1942 г. действовали в истребительно-противотанковых частях.

SdKfz 140 на корме шасси оборудовалась 20-мм зениткой образца 30 или 38 на станке кругового вращения с частичным неподвижным бронированием. С 1943 г. 162 машины использовалось в зенитных подразделениях танковых частей.
“Неtzег”

Самой удачной машиной на базе 38(t) оказался танк-истребитель “Неtzer”. 16-тонная машина с 60-мм броней несколько напоминала “Jagdpanther”, но вооружалась 75-мм пушкой Раk 39 с длиной ствола 48 калибров. С мая 1944 г. построили 1577 самоходок “Неtzer”. Их применяли в истребительно-противотанковых подразделениях пехотных дивизий, а после войны машина под обозначением G13 состояла на вооружении швейцарской и чехословацкой армий. Самоходный огнемет 38 на шасси “Неtzег” вместо орудия оснащался метателем. Дополнительно на крыше броневого корпуса ставился 7,92-мм пулемет МG-42 с двугранным скошенным щитком. Намечалась постройка варианта с 70-калиберной 75-мм пушкой.
“Jagdpanther”

Осенью 1943 г. на базе лучшего германского танка V “Рапthег” была создана всего одна самоходная артиллерийская установка, но в своем классе танков-истребителей это был безусловный шедевр. Мощное 88-мм орудие Раk 43/3 длиной 71 калибр, использовавшееся на знаменитой самоходке “Еlefant” и не менее знаменитом “королевском тигре”, было установлено в наращенном по высоте безбашенном корпусе танка “Рапther”. Орудие дополнялось пулеметом в лобовой установке. “Jagdpanther”, SdKfz 193S, был выпущен в количестве всего 382 экземпляров, потому что производство собственно “Рапthег” ставилось под угрозу.
“Еlefant”

Опытные разработки на базе этого танка — 128-мм противотанковая пушка, зенитные танки — остались в стадии проекта. С тяжелыми танками-истребителями “Еlefant”, созданными на базе опытного танка “Тiger” конструкции Ф.Порше, советские войска впервые встретились на Курской дуге. Почти 70- тонные SdKfz 184S с 200-мм лобовой броней, вооруженные прекрасной 88-мм длинноствольной пушкой, но тихоходные и с плохой маневренностью, были выпущены в количестве 90 штук, из них боевых было 85. Уцелевшие машины использовались в дальнейшем в боях под Киевом и Житомиром, а в 1944 г. все “Еlefant” отправили в Италию, дооборудовав лобовым пулеметом. Тем не менее, легенда о “Фердинандах” — так именовалась эта модель в Красной Армии — бытовала вплоть до конца войны. “Фердинандами” считали — когда за некоторую схожесть силуэта, когда за мощность орудия — многие немецкие самоходки с 75- и 88-мм пушками, особенно “Nashorn” и “Jagdpanther”.

Штурмовой танк IV “Вrummbar” (SdKfz 166) был вооружен короткой 150-мм штурмовой гаубицей образца 43 в сферической маске. На ряде самоходок позднего выпуска в левом верхнем углу лобового листа корпуса имелся пулемет в шаровой установке. Конструкция штурмового танка также включала элементы танка III. С конца 1943 г. их было построено немногим более 300. Машины защищались 100-мм броней, покрывались циммеритом, закрывались бортовыми экранами. Эти машины в составе рот тяжелой пехотной артиллерии моторизованных полков, подразделений самоходной артиллерии и армейских танковых частей, годились только как мощное средство поддержки пехоты и предназначались для уличных боев.

На шасси танка IV было создано несколько образцов зенитных самоходных установок. Счетверенные 20-мм пушки образца 38 на открытой платформе с откидными броневыми бортами назывались “Flakpanzer IV” (340 машин), но те же орудия во вращающейся многогранной башенке без крыши — это зенитная самоходка “Wirbelwind”, произведенная в количестве 150 штук. Спарка ЗО-мм авиапушек образца 38 в конической закрытой башне — опытная зенитная установка “Кugelblitz”, существовавшая в 6 экземплярах. Одноствольная 37-мм зенитная пушка длиной 60 калибров устанавливалась в коробчатой формы броневом ограждении (200 машин “Моbelwagen”), а башни в форме сложенных основаниями усеченных пирамид с 37-мм пушкой стояли на 40 машинах “Ostwind”. Шасси танка IV оставалось без изменений — меняли только башню.

SdKfz 163 имела почти такой же корпус боевого отделения и маску орудия, как StuG III, но базой ее был средний танк IV. Машина не имела никаких преимуществ по вооружению перед танком. Но с середины 1943 г. их построили 632. Зато SdKfz 162 на шасси танка IV, имея то же орудие, защищалась бронекорпусом с 80-мм лобовыми листами, поставленными под наклоном. Вдобавок этот танк-истребитель был низким, всего 195 см. Центр тяжести машины был смещен вперед, передние катки были сильно перегружены. Две пары их поэтому изготовляли без резиновых бандажей. На ходу машина “ныряла” носом, и ее окрестили “гудериановской уткой” (официально — “Jagdpanzer IV”).

Длинноствольная, 70 калибров, 75-мм танковая пушка, аналогичная установленной в “Рапthег”, ставилась и в высокий прямоугольный корпус немногочисленных машин 162/1 и в низкий корпус SdKfz 162/2. Орудие было превосходное, но центровка машины стала еще хуже, и это отражалась на боевых качествах танка-истребителя. Корпуса машин на шасси танка IV также обмазывались циммеритом, а ходовая часть прикрывалась “юбками” из тонкой стали. Машины имели лобовой пулемет в маске справа от орудия, дымовые гранатометы и с конца 1944 г. были без обрезинивания опорных катков. Будучи машиной достаточно универсальной, “Jagdраnzer IV”, был произведен (в разных вариантах) в количестве 1850 штук.

Другим мощным противотанковым самоходным орудием на шасси танка IV с использованием ряда элементов ходовой части танка III была 88-мм Раk 43/1 длиной 71 калибр, известная как “Nashorn”. Эта SdKfz 164 (первоначальное название “Ноrnisse”), произведенная в количестве 473 штук (по другим данным — 494) была выполнена по схеме “истребителя танков”, с открытой сверху тонкобронной высокой рубкой, и могла успешно действовать только из засад. С 1943 г. “Nashorn” использовались в тяжелых истребительно- противотанковых подразделениях.
“Нummel”

На этом же шасси и сходных очертаний была 150-мм самоходная гаубица “Нummel” (SdKfz 165). С конца 1942 по 1944 г. было построено 666 боевых машин, а 150 невооруженных использовалось как транспортеры боеприпасов. “Нummel” применялись в артиллерийских подразделениях танковых дивизий.

Две машины Рz IV вооружили 105-мм пушкой образца 18 в броневом ограждении без крыши.

В 1943 г. на Восточном фронте действовало небольшое количество тяжелых 128-мм самоходных противотанковых пушек. Это была попытка соединить 128-мм зенитное орудие с опытным шасси 3601, в начале войны разрабатывавшимся фирмой Хеншель для танков “Тiger”. Шасси включало и ряд элементов конструкции танков III, IV и V. По компоновке это был типичный истребитель танков, с открытой тонкобронной рубкой в кормовой части и длинноствольным орудием с дульным тормозом. Опорные катки среднего диаметра располагались в шахматном порядке.

На базе “королевского тигра” немцы создали самую тяжелую противотанковую самоходную установку “Jagdtiger” (SdKfz 186S). Машина была несколько тяжелее “Еlefant”, но вооружалась 128-мм противотанковой пушкой Раk 44 с длиной ствола в 55 калибров. Истребитель танков “Jagdtiger” был самой большой боевой машиной вермахта, появлявшейся на поле боя. Но 70 таких машин не могли серьезно повлиять на ход 2-й мировой войны.
“Sturmtiger”

Ненамного уступал “Jagdtiger” по габаритам и массе “Sturmtiger”, созданный на базе танка “Тiger I” в количестве 18 машин. Вооружение штурмового танка состояло из 380-мм мортиры — ракетного метателя RW.61, создававшегося как оружие против подводных лодок Ствол мортиры составлял как бы одно целое с маской. Дульный срез окружался несколькими десятками отверстий газоотводных каналов — так снижалась отдача. Заряжалась мортира с дула с помощью специальных кранов и транспортера боеприпасов. Справа от мортиры в наклонном лобовом листе коробчатой надстройки находился пулемет. Индекса “Sturmtiger” не имел.

В одном экземпляре был построен “Jagdtiger” фирмы “Порше” с 128-мм пушкой. Предполагалось также производство таранного танка “Rammtiger” на шасси “Тiger” этой же фирмы.

Немцы строили не только гигантские или тяжеловооруженные самоходные орудия. Они широко использовали трофейные машины. В некотором количестве исправные советские самоходки, преимущественно СУ-85 и СУ-100, состояли на вооружении германских танковых войск. На шасси Т-26 вместо башни ставили качающуюся часть с щитом французской 75- мм противотанковой пушки Раk 97/38 — фронтовая импровизация.

Малопригодные для использования в качестве танков или тягачей французские машины немцы превратили в самоходные лафеты и истребители танков.

Французская 47-мм противотанковая пушка ставилась сверху на шасси тягача “Lorrain”, 47-мм чехословацкая — на шасси легкого танка “Renault-35?, а 37-мм немецкая — на танкетку “Renault-Chenillette UE”.

75-мм немецкая пушка Раk40 была и на шасси тягача “Lorrain” (”Магder I”, SdKfz 135), и на шасси легкого танка “Ноtchkiss”, и на шасси танка F.С.М. На эти же шасси ставилась в громоздкой открытой сверху надстройке с положительными и отрицательными углами наклона брони полевая легкая гаубица образца 18 калибра 105-мм. (24 — на F.С.М).

На нескольких шасси среднего танка В. 2 эта гаубица ставилась с легким щитом, почти открыто, на месте башни. Лобовая пушка французского танка снималась. 150-мм тяжелая полевая гаубица образца 13 в тонкобронной открытой рубке на шасси тягача “Lorrain” имела индекс SdKfz 135/1. В корме машины имелся сошник для упора при стрельбе. На этом же шасси стояло и 150-мм тяжелое пехотное орудие образца 33.

Шасси легкого танка “Renault-35? послужило базой для установки 105-мм гаубицы.

Некоторое количество захваченных в Дюнкерке английских бронетранспортеров “Вгеn Carrier” и “Universal Carrier” немцы вооружили 37-мм противотанковой пушкой образца 35/36, сохранив полностью характерный скошенный раскладной щит орудия. Кстати, почти такой же стоял на советских легких противотанковых пушках, созданных по образцу немецких.

Большинство переделанных под само ходки французских и английских машин использовалось на оккупированных территориях, либо в учебных целях. Но некоторое количество их попало и на Восточный фронт. А 25-я танковая дивизия до конца 1943 г. была укомплектована только французской техникой. Снятые с французских танков башни немцы использовали в долговременных огневых сооружениях; впрочем в этом же качестве применялись и башни некоторых германских танков.

На вооружении вермахта после 1943 г. появились гаубичные и пушечные итальянские самоходки М42 и М43. Эти машины были сделаны на базе одноименных устаревших танков “Fiat-Ansaldo” и кроме низкого силуэта не имели никаких преимуществ перед немецкими штурмовыми орудиями — прочие характеристики оставляли желать лучшего. Вертикальные 40-мм бронелисты корпусов соединялись заклепками, подвеска из четырех балансирных тележек крепилась к борту на двух горизонтальных листовых рессорах, 170-сильный мотор был слабоват для почти 16-тонной машины на узких гусеницах.

После войны в армиях Финляндии, Болгарии и некоторых других европейских стран оставались на вооружении германские самоходки StuG III, StuG IV, “Неtzer” и иные машины.

Наряду с массовым производством отработанных образцов самоходной артиллерии германцы с 1942 г. занимались опытными.

На базе танка IV создали семейство орудийных транспортеров “Неuschrecke” с 105-мм легкой полевой гаубицей образца 18/1 (SdKfz 165/1), с 105-мм пушкой образца 18, с 105-мм легкой полевой гаубицей образца 43 и с 150-мм тяжелой полевой гаубицей образца 18. Открытая сверху башня кругового вращения снималась с помощью двух кран-стрелок на корме машины и перевозилась на колесном прицепе. Дальше нескольких машин-прототипов дело не двинулось.

Семейство машин “Grille” фирмы “Крупп” частично существовало в металле, частично — в виде деревянных моделей. Напоминавшие по виду “Nashorn” машины “Grille” типа 10 предполагалось вооружить 88-мм зениткой образца 37, 105-мм легкой полевой гаубицей образца 43/35. “Grille 15? должны были нести либо тяжелую 150-мм полевую гаубицу образца 43, либо 128-мм пушку образца 43. “Grille 17/21? рассчитывались под 172-мм пушку или 210-мм мортиру. В качестве базы выбрали удлиненное шасси “королевского тигра”, и машина походила на “Elefant”.

Немецкие инженеры, взяв за основу конструкцию чехословацкого танка “38?, разработали перспективное семейство легких и средних шасси для целого ряда артсистем. На машину могла почти открыто ставиться и 88-мм противотанковая пушка образца 43 нескольких типов, и 105-мм легкая полевая гаубица 18/40, и 128-мм пушка, и 150-мм тяжелая полевая гаубица. Для тяжелых орудий шасси удлинялось на два опорных катка. Тяжелая гаубица имела угол обстрела 60 градусов, прочие орудия были кругового обстрела. Фирмы “Рейнметалл-Борзиг”, “Ардельт”, “Крупп” и “Штайр” построили перед концом войны некоторое количество машин-прототипов на коротком шасси с 88-мм пушками. Был построен также один прототип о 105-мм гаубицей на удлиненном шасси. Воевать этим машинам вряд ли пришлось.

Как нередко бывает, попытки соединить несоединимое — сильное бронирование и вооружение с ходовыми качествами легкой машины, или боевые возможности артсистемы с защищенностью шасси и орудия — приводили к тупиковым результатам.

Всего за годы Второй мировой войны промышленность Германии и оккупированных стран Европы произвела около 22 тысяч самоходно-артиллерийских установок всех типов. К концу войны их производство в полтора раза превышало выпуск танков.



Рубрики

Быстрый переход

Мы рекомендуем