9 Ноябрь 2007
Современные артиллерийские системы с увеличенной длиной ствола
Posted by admin under: Интересно .
Развитие зарубежной ствольной артиллерии с 60-х годов характеризовалось двумя особенностями. С одной стороны, в качестве главного центра разработки и производства артиллерийских систем выступали США и их европейские союзники по блоку НАТО — Великобритания, ФРГ, Италия, в меньшей степени Испания и Франция. Наибольшее распространение получили 155-мм буксируемые гаубицы (БГ) М114, М198 (США), FH-70 (совместная разработка Великобритании, ФРГ и Италии), самоходные гаубицы (СГ) серии М109 (США), MkF3 и GCT (Франция). Подавляющая часть этих образцов, особенно такие системы, как M114, М109, М109А1 и MkF 3, морально устарели уже к началу 80-х годов, что обусловило необходимость проведения их всесторонней модернизации.
Наиболее современные из существующих ствольных артиллерийских систем имеют баллистические характеристики, отвечающие требованиям подписанного странами НАТО соглашения о единой баллистике 155-мм артиллерийских орудий (длина ствола 39 клб, объем зарядной каморы 18 л и т.д.). Максимальная дальность стрельбы из таких систем обычными снарядами составляет около 24 км и активно-реактивными снарядами (АРС) — до 30 км. Однако специалисты считают, что эти характеристики не соответствуют современным требованиям. В начале 90-х годов было принято решение о переходе на новую систему баллистических характеристик (длина ствола 52 клб, объем зарядной каморы 23 л и т.д.), что обеспечило бы увеличение дальности стрельбы и соответственно глубины поражения противника огнем ствольной артиллерии.
С другой стороны, уже в середине 70-х годов на вооружении сухопутных войск некоторых стран, не входящих в НАТО, появились достаточно простые и надежные артиллерийские системы, которые по ряду характеристик, и прежде всего баллистических, превосходили существующие в то время американские и западноевропейские образцы. Характерной их особенностью было использование стволов длиной 45 клб и более, что в зависимости от типа снаряда обеспечивало способность вести огонь на максимальные дальности 30-40 км.
В значительной степени этот технический скачок был инициирован талантливым конструктором Дж. Буллом и его коллегами по возглавляемой им канадской фирме «Спейс рисёрч корпорейшн». В той или иной степени их разработки использовались практически всеми крупнейшими производителями артиллерийского вооружения. Некоторые спроектированные Дж. Буллом наиболее удачные образцы и их более поздние аналоги и на сегодняшний день считаются одними из лучших артиллерийских орудий в мире.
Начало этому процессу было положено в 60-х годах, когда институт космических исследований, руководимый Дж. Буллом, приступил к работам по программе HARP (исследовательский проект по изучению верхних слоев атмосферы), которая финансировалась правительствами США и Канады. Предполагалось разработать метательное устройство пушечного типа с целью вывода небольших спутников на околоземную орбиту. В частности, были созданы три экспериментальных образца «суперпушки», для чего использовались стволы от орудий калибра 406 мм, снятых с американских линейных кораблей периода второй мировой войны. Самая крупная пушка имела ствол длиной около 50 м, который обеспечивал доставку снаряда массой до 2 т па высоту 180 км.
Однако бурное развитие ракетной техники ослабило интерес военных кругов США и Канады к орудиям такого типа, и с 1967 года финансирование программы прекратилось. После этого Дж. Булл организовал уже упоминавшуюся выше «Спейс рисёрч корпорейшн», которая среди прочих решала и задачи, связанные с развитием ствольной артиллерии. В конце 60-х -начале 70-х годов она начала работы по созданию новой артиллерийской системы с повышенной дальностью стрельбы и боеприпасов для нее.
За исключением большого объема зарядной каморы, более глубоких нарезов увеличенной крутизны и удлиненного ствола в остальном конструкция проектируемого орудия являлась традиционной. Разрабатываемый же снаряд не имел аналогов.
Предполагалось, что снаряд улучшенной аэродинамической формы будет иметь, начальную скорость 800 м/с и более, а длину 6 клб. В нем практически отсутствует цилиндрическая часть, вместо центрирующего утолщения сделаны центрирующие выступы, изменена форма ведущего пояска, который имеет повышенную прочность. По мнению специалистов, такие конструктивные улучшения позволяют снизить лобовое сопротивление воздуха, а следовательно, увеличить дальность стрельбы на 12-15 проц. Для снижения донного подсоса могут применяться донные выемки, что обеспечивает приращение дальности стрельбы еще на 5-8 проц. (снаряд ERFB). Использование же донного газогенератора позволяет практически ликвидировать донный подсос и увеличить дальность стрельбы примерно на 15 проц. (снаряд ERFB-BB). В оптимальном варианте суммарный выигрыш к увеличении дальности стрельбы составляет 25-30 проц., однако для этого необходимо увеличить длину ствола, как минимум, до 45 клб. В противном случае не удается получить значительного приращения начальной скорости снаряда.
К основным недостаткам таких снарядов относятся снижение живучести ствола и определенные ограничения на типаж используемых боеприпасов из-за увеличения перегрузок в канале ствола. В настоящее время применяются осколочно-фугасные и кассетные снаряды улучшенной аэродинамической формы.
Первоначально все работы велись в Канаде. Однако в начале 80-х годов из-за серьезных проблем, связанных главным образом с нарушением эмбарго па поставку военной продукции ЮАР, корпорация объявила о своем самороспуске, но в 1982 году была восстановлена в Бельгии. Примерно в этот же период начинается серия активных консультаций с основными фирмами -производителями артиллерийской продукции, в результате чего филиалы корпорации появились в ЮАР, Швейцарии, Испании, Чили и некоторых других странах. Что касается нового орудия, то два образца буксируемых гаубиц были собраны в Канаде, составные части для остальных поставлялись на предприятия австрийской корпорации NORICUM, где осуществлялась их окончательная сборка. Буксируемая 155-мм пушка гаубица, получившая наименование GC-45, имела ствол длиной 45 клб, обеспечивающий максимальную дальность стрельбы снарядами ERFB-BB до 39 км.
Несмотря на то что созданная 155-мм буксируемая пушка-гаубица (БПГ) являлась достаточно удачной системой, специалисты ряда стран считали, что для широкомасштабного производства потребуются некоторые доработки. Представленный корпорацией образец не отвечал веем европейским стандартам для буксируемых артиллерийских систем и не был безупречным с точки зрения эргономических требований. Всего произведено только 12 БПГ GC-45, после чего было принято решение рассматривать ее как базовую модель при создании новых 155-мм орудий с повышенной дальностью стрельбы. Практический опыт корпорации был в дальнейшем использован специалистами Австрии, ЮАР, Испании, Китая и некоторых других стран.
В данной статье вниманию читателя предлагаются как существующие артиллерийские системы с увеличенной длиной ствола (45 клб и более), так и те, которые в ближайшее время (два-три года) могут появиться па вооружении сухопутных войск различных государств при наличии определенных условий.
Австрия. 155-мм буксируемая пушка-гаубица GH N-45 выпускалась австрийской фирмой «Вест-Альпин AG» (позднее NORICUM) с 1979 по 1990 год. В разное время в качестве заказчиков данной продукции выступали такие страны, как Ирак, Иран, Иордания, Ливия, Таиланд. Последние поставки были сделаны в 1990 году в Саудовскую Аравию. Бразильская компания ЭНЖЕСА в начале 90-х годов купила лицензию на производство GH N-45, поэтому в дальнейшем не исключено появление этой системы в сухопутных войсках Бразилии и некоторых других стран. БПГ получила достаточно высокую оценку при использовании в ирано-иракской войне и в боевых действиях иракских вооруженных сил в Персидском заливе. Она представляет собой значительно улучшенный вариант 155-мм артиллерийской системы GC-45. В частности, был реконструирован нижний станок (увеличена прочность и снижена масса), добавлены дополнительные опорные плиты, использован новый досылатель и облегченный уравновешивающий механизм, несколько изменились габариты.
Ствол орудия выполнен из высокопрочной стали, полученной методом электрошлаковой очистки, автофретированный (автофретирование — процесс укрепления внутренних стенок ствола путем создания остаточных напряжений), имеет длину 45 клб. Предусмотрена возможность ведения огня всеми стандартными боеприпасами НАТО. Максимальная дальность стрельбы снарядами ERFB-BB достигает 39,6 км. Живучесть ствола 1500 выстрелов на полных зарядах. Срединные отклонения рассеивания при стрельбе па максимальную дальность составляют 0,35 проц. по дальности и 0,007 но направлению.
Затвор орудия поршневой, снабжен полуавтоматикой, позволяющей вести огонь со скорострельностью 6-7 выстр./мин в течение 15 мин на всех углах возвышения. По утверждению разработчиков, при стрельбе на максимальную дальность с максимальной скорострельностью имеется возможность произвести около десяти выстрелом, прежде чем первый снаряд достигнет цели. Нормальный темп стрельбы 2 выстр./мин.
Максимальная скорость буксировки пушки-гаубицы GHN-45 составляет около 90 км/ч по дорогам с асфальтовым покрытием, 50 км/ч по грунтовым дорогам и 15 км/ч по песку. Для буксировки используется 10-т автомобиль с колесной формулой 6×6.
Кроме традиционного буксируемого варианта, австрийские специалисты разработали образец, снабженный вспомогательной силовой установкой с приводом на колеса. R качестве нее служит четырехцилиндровый двигатель «Порше» мощностью 125 л.с., смонтированный в передней части нижнего станка. Конструкцией орудия предусмотрена возможность использования силовой установки для работы механизмов вертикальной и горизонтальной наводки, опускания основных и вспомогательных опорных плит, а также механизма для подачи боеприпасов на зарядный лоток. Управление движением может осуществляться как со специального пульта, размещенного непосредственно на образце, так и из кабины буксировочного автомобиля. При преодолении труднопроходимых участков местности дополнительно к ходовой части автомобиля может использоваться работающая от собственной силовой установки ходовая часть пушки-гаубицы.
Благодаря наличию вспомогательного двигателя значительно сократилось время перевода орудия из походного положения в боевое и обратно, упростилась сама процедура данной операции (при необходимости можно обойтись двумя номерами расчета), появилась также возможность производить быструю смену огневых позиций своим ходом. Максимальная скорость передвижения 35 км/ч, запас хода по топливу 150 км в условиях передвижения по дорогам с асфальтовым покрытием я 100 км — по пересеченной местности.
Израиль. Израильская фирма «Солтам», используя в качестве базовой модели 155- мм буксируемую пушку-гаубицу М-71 собствен ной разработки, в начале 80-х годов представила новую 155-мм артиллерийскую буксируемую гаубицу мод.845Р, разработанную при участии ряда фирм ЮАР. Главной особенностью системы по сравнению с ранее разрабатываемыми израильской фирмой «Солтам» образцами является использование автофретированного ствола-моноблока длиной 45 клб с зжекторным устройством, что позволяет вести стрельбу снарядами улучшенной аэродинамической формы на максимальную дальность до 39,6 км.
При создании образца использовался лафет ранее разработанной буксируемой гаубицы М-71, в конструкцию которого были внесены некоторые изменения, позволяющие устанавливать на левой станине дизельный двигатель мощностью 80 л. с. с воздушным охлаждением, обеспечивающий автономное передвижение образца на дальностях до 70 км со скоростью 8-17 км/ч. Четыре основных колеса с гидравлическими приводами управляемы. Кроме то-го, вспомогательная силовая установка используется для снятия орудия с колес и установки на опорную платформу, подсоединения станиц к тягачу, развода станин, поднятия сошников, управления краном подъема и подачи снарядов.
Хотя в обычных условиях все эти опера ции производятся от вспомогательной силовой установки, при необходимости привод может осуществляться от отдельного гидравлического электронасоса, для пита ния которого имеются два 12- вольтовых аккумулятора, подзаряжающихся от вспомогательной силовой установки. В аварийных ситуациях для управления этими операциями можно использовать ручной гидронасос.
В остальном конструкция образца во многом является традиционной для систем такого класса. На начало 1994 года БГ мод.845Р находилась в серийном производстве.
В начале 90-х годов фирма «Солтам» представила два новых самоходных образца ствольных артиллерийских систем калибра 155 мм, в которых используется ствол длиной 45 клб, что обеспечивает максимальную дальность стрельбы до 39,6 км.
Самоходная гаубица «Рэскел» (рис. 1), по оценке ряда зарубежных специалистов, была разработана с целью экспорта в страны, в которых использование достаточно тяжелых и громоздких 155-мм артиллерийских систем по ряду причин (географические условия, отсутствие хорошо развитой дорожной сети и т.д.) не представляется возможным.
При создании образца было принято решение обойтись без башни или казематной установки основного вооружения и вернуться к варианту конструкции американских самоходных систем М107 и M110. При этом снизился общий уровень защищенности, но в итоге гаубица оказалась самой легкой (20 т) и самой малогабаритной из существующих 155-мм самоходных систем.
Второй образец гаубицы — «Сламмер» (рис. 2) — разработан на базе модифицированного шасси основного танка «Меркава» (Израиль) с установкой артиллерийской части в полностью бронированной башне. Ствол и противооткатные устройства являются идентичными используемым в буксируемой гаубице мод.845Р. Затвор клинового типа, с полуавтоматикой (предусмотрена возможность автоматической подачи запальных трубок).
Благодаря наличию автомата заряжания для снарядов (подача заряда производится вручную) максимальная скорострельность составляет 9 выстр./мин (первые три выстрела — за 15 с). Для выполнения всех операций требуется только два члена экипажа, все системы имеют ручное дублирование, обеспечивающее скорострельность 4 выстр./мин при наличии трех членов экипажа. Емкость боеукладки составляет 75 выстрелов (могут использоваться все типы 155-мм снарядов). «Сламмер» снабжена комплексом электронной аппаратуры обработки данных для управления процессом заряжания и выполнения навигационных задач, предусмотрена защита от ОМП. По утверждению разработчиков, при необходимости может быть произведена замена ствола длиной 45 клб стволом длиной 52 клб.
Окончательное решение о начале серийного производства зависит от того, какой гаубице («Сламмер» или модернизированный вариант американский М109) будет отдано предпочтение, но в любом случае отмечается значительное превосходство первого образца.
Специалисты фирмы «Солтам» предлагают использовать артиллерийскую часть системы, автомат заряжания для модернизации устаревших СГ М44, М109А2 и A3 американской разработки.
Ирак. Промышленностью были созданы две самоходные артиллерийские системы повышенной баллистики: 155-мм самоходная пушка «Майнун» (рис. 3) и 210-мм самоходное орудие «Эль Фао». Особенностью и той, и другой системы является использование в качестве ходовой части колесного шасси (6 х 6). На момент создания образца это был третий случай отказа от гусеничной базы для артиллерийских систем такого класса (первые два — чехословацкая 152-мм СГ «Дана» и южноафриканская 155-мм СПГ G-6). 210-мм самоходное орудие — единственное в мире орудие такого калибра (артиллерийские системы России не рассматриваются), разработка которого диктовалась необходимостью создания артиллерийской системы, значительно превосходящей по огневой мощи 175-мм СП М107, состоящую на вооружении сухопутных войск Ирана. Впервые оба образца были показаны на выставке оружия в Багдаде в мае 1989 года.
Некоторые зарубежные специалисты утверждают, что, кроме «Спейс рисёрч корпорейшн», в создании новых систем принимали участие испанские специалисты, работавшие над сборкой ходовой части, и французские конструкторы, в сферу ответственности которых входил круг вопросов, связанных с проблемами производства непосредственно самих орудий.
По утверждению западных наблюдателей, Ирак не использовал данные артиллерийские орудия в период военного кризиса в Персидском заливе. Пока отсутствует какая-либо информация о серийном производстве новых систем. Некоторые зарубежные эксперты считают, что все дальнейшие работы по этому направлению заморожены.
Оба образца имеют идентичные ходовые части, место механика-водителя вынесено далеко вперед, двигательная установка размещается за его спиной (используется дизельный двигатель фирмы «Мерседес-Бенц» мощностью 560 л.с.). Такая компоновочная схема обеспечивает достаточно широкий сектор обзора при управлении самоходными орудиями. Отделение механика-водителя изолировано от боевого, где размещается основной экипаж.
Башня смонтирована в задней части корпуса, слева и справа расположены два входных люка, один большой люк для загрузки боеприпасов находится в башне сзади. Для аварийного выхода экипажа предусмотрены два небольших люка в нижней части корпуса. В самоходной гаубице используются шины типа 21.00 XR25, имеется также оборудование автоматического поддержания в них необходимого давления. Дополнительная стабилизация образцов опорными плитами или вспомогательными сошниками, по мнению разработчиков, не нужна.
Обе гаубицы отличаются друг от друга главным образом артиллерийской частью. Система «Майнун» имеет 155-мм ствол длиной 52 клб, оснащенный эжекторным устройством и поперечно-щелевым дульным тормозом, в то время как в качестве основного вооружения системы «Эль Фао» используется 210-мм орудие с длиной ствола 53 клб, также оснащенное эжекторным устройством и двухкамерным однорядным оконным дульным тормозом. В обоих случаях прицел для стрельбы прямой наводкой располагается слева от орудия.
Оба образца были разработаны для стрельбы снарядами ERFB и ERFB-BB (калибр 155 мм), которые в течение продолжительного периода используются в сухопутных войсках Ирака как основа боекомплекта буксируемых пушек-гаубиц GH N-45 и G-5.
Наиболее интересной страницей деятельности «Спейс рисёрч корпорейшн» является история неоконченного проекта «Большой Вавилон» — создания суперпушки, с помощью которой первоначально предполагалось обстреливать территорию Ирана, а затем и израильские города. Автором проекта был Дж. Булл. Длина орудия должна составлять 160 м, а калибр — около 350 мм. Таким образом, спустя почти 30 лет Дж. Булл попытался закончить работы, начатые еще в начале 60-х годов в рамках проекта HARP. По мнению иностранных специалистов, основные проблемы создания суперорудия были решены. Можно было только спорить о его целесообразности, но конечная реализуемость проекта не вызывала сомнений. Во время войны в Персидском заливе авиация сил антииракской коалиции в 200 км от Багдада обнаружила незаконченный образец суперпушки. По-видимому, для полного завершения работ Ираку не хватило ни времени, ни средств.
Испания. В 1985 году испанская фирма СИТЕКСА при активном участии «Спейс рисёрч корпорейшн» начала разработку собственной 155-мм артиллерийской системы с длиной ствола 45 клб. К исследованиям в большей или меньшей степени были привлечены также фирмы Австрии, Китая, Франции и Югославии. Был разработан образец, получивший наименование 155-мм буксируемая пушка-гаубица 155/45 ST (рис. 4), использовать которую предполагалось либо в классическом буксируемом варианте, либо со вспомогательной силовой установкой.
Эта система рассматривается как значительно улучшенная модификация 155-мм БПГ GC-45. При создании образца разработчики исходили из требования внедрения новейших технологий в конструкцию системы, которая вместе с тем должна быть максимально простой. По сравнению с аналогом (GC-45) количество составных элементов было сокращено на 30 проц.
Технологический процесс производства ствола был значительно улучшен, автофретация производилась механическим способом, нехарактерным для артиллерийских систем западной разработки. Кроме того, было решено отказаться от традиционной нарезки постоянной крутизны и использовать советскую практику прогрессивной нарезки (глубина нарезов в этом случае составляет 1,6 мм, что несколько больше, чем у 155-мм стволов арторудий стран НАТО). С учетом применения новых, разработанных специально для создаваемого орудия метательных зарядов живучесть ствола при стрельбе на максимальную дальность повысилась до 3000-4000 выстрелов.
Новый 155-мм автофретированный ствол длиной 45 клб позволяет вести стрельбу как снарядами улучшенной аэродинамической формы ERFB-BB, так и стандартными боеприпасами НАТО. Максимальная дальность при стрельбе осколочно-фугасным снарядом составляет 24 км, снарядом ERFB — 30 км, ERFB-BB — 39,6 км.
Прорабатывались варианты использования двух типов затворов: поршневого и клинового. На данный момент предпочтение отдается клиновому затвору с обтюрацией гильзы, подобному применяемому на 130-мм буксируемой пушке М46 советской разработки и ее лицензионных вариантах. По мнению специалистов, затворы поршневого типа, применяемые на таких 155-мм буксируемых артиллерийских системах, как FH-70, GC-45 и некоторых других, менее надежны при эксплуатации в неблагоприятных климатических условиях. В качестве основания для данного утверждения рассматривался опыт использования артиллерийских систем как с одним, так и с другим типом затворов во время ведения боевых действий между Ираном и Ираком. В последующем в качестве возможного варианта было предложено орудие с поршневым затвором байонетного типа, если заказчика по каким-либо причинам не удовлетворяет клиновый затвор. Конструкция лафета также претерпела определенные изменения, которые в большей степени коснулись верхнего станка. В частности, была произведена замена уравновешивающего механизма, благодаря чему значительно снижена величина крутящего момента на маховике привода подъемного механизма. Были разработаны новые противооткатные устройства, предусмотрена возможность изменения длины отката в зависимости от угла возвышения орудия.
На новом орудии и задней части люльки установлен досылающий механизм пневматического типа, аналогичный используемому в 155-мм самоходной гаубице М109А2/АЗ американской разработки, а цилиндр со сжатым воздухом крепится на левой станине. Максимальная скорострельность составляет 5 выстр./мин для первых 60 с ведения огня и 2 выстр./мин в течение продолжительного периода времени.
При модернизации нижнего станка были установлены дополнительные сошники для большей стабилизации орудия при ведении огня с рыхлого грунта (песка), улучшена конструкция поворотного механизма и благодаря установке вспомогательного гидравлического привода облегчена процедура разведения станин, что в конечном итоге сократило время перевода из походного положения в боевое (до 4 мин) и несколько улучшило эргономику процесса.
После создания прототипа 155-мм БПГ 155/45 ST специалисты фирмы СИТЕКСА в качестве отдельной разработки предложили вариант нового лафета для 155-мм артсистем, на котором предусмотрена возможность монтирования новых противооткатных устройств и стволов в следующих вариантах: длиной 39 клб с объемом зарядной каморы 18 л; 45 или 52 клб с объемом зарядной каморы 23 л; 50 клб с объемом зарядной каморы 32 л; поршневого затвора с полуавтоматикой.
По утверждению разработчиков, время, необходимое для замены ствола в полевых условиях расчетом из трех человек, не превышает 60 мин. Для того чтобы перестроить противооткатные устройства на нормальное функционирование с новым стволом, требуется не более 5 мин.
Конструкция лафета 155-мм БПГ предусматривает при необходимости установку в передней части нижнего станка вспомогательной силовой установки (дизельный двигатель с воздушным охлаждением мощностью 125 кВт). В этом случае, по мнению специалистов фирмы СИТЕКСА, образец сможет передвигаться с максимальной скоростью 35 км/ч и преодолевать подъемы крутизной до 40°. Кроме того, механизируются процессы разведения и сведения станин, а также опускания опорной платформы.
В настоящее время фирма СИТЕКСА ведет работы по созданию 203,2-мм буксируемой системы, использующей лафет 155-мм БПГ 155/45 ST. При этом разработчиков не смущает тот факт, что США и большинство других стран НАТО рассматривают 203,2-мм орудия как малоперспективные и проводят политику постепенного снятия их с вооружения.
Предполагается, что дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом массой около 88 кг при использовании ствола длиной 45 клб составит 40 км, а для снаряда оптимальной аэродинамической формы с донным газогенератором — 50 км.
На начало 1993 года были созданы три экспериментальных образца, один из которых описывается как механизированная система, способная использовать колесный и гусеничный типы лафета.