9 Ноябрь 2007

Железнодорожная артиллерия

Posted by admin under: Российская и Советская артиллерия .

Артиллерия Красной Армии с самого начала войны доставляла фашистам массу хлопот. Железнодорожных пушкарей немецкие вояки боялись просто панически. Весомым в прямом и переносном смысле был вклад артиллеристов в дело победы над фашистской Германией.

Должен сразу сказать, что сам я флотский офицер, а своего восхищения артиллеристами не скрывал никогда. Мое близкое знакомство с ними состоялось в 1944 году. Было лето. К пирсу г. Койвисто мы доставили из другой точки на своем катере несколько пленных немецких подводников. Здесь, на берегу, мое внимание привлекли матросы с гвардейскими оранжево-черными лентами на бескозырках. Золотые буквы гласили: «1-я гвардейская морская железнодорожная Красносельская Краснознаменная бригада». Мы, катерщики, с интересом рассматривали стоявшие на рельсах железнодорожные транспортеры, а на них — орудия. На стволах — многочисленные звездочки — свидетельство одержанных артиллеристами побед.

Значительно позже, уже после войны я заинтересовался действиями морской железнодорожной артиллерии Краснознаменного Балтийского флота в Великой Отечественной войне.

К началу войны в составе наших флотов насчитывалось 11 батарей железнодорожной артиллерии из 37 мощных дальнобойных орудий-транспортеров (шесть 356-мм, девять 305-мм, два 203-мм и двадцать 180-мм). Основным их назначением являлась борьба с морским противником. Главным преимуществом железнодорожной артиллерии перед стационарной была возможность менять огневые позиции на морском побережье. Транспортеры выходили на временные огневые позиции, расположенные в 6 — 10 км от переднего края, вели огонь по врагу. Во взаимодействии с ними работали бронепоезда. После выполнения боевой задачи транспортеры покидали временные боевые позиции и уходили в укрытие.

Летом 1941 года на Балтийском флоте создавались новые батареи железнодорожной артиллерии 180-мм калибра. Их изготавливали на заводе «Большевик» и Октябрьской железной дороге. Для ходовых частей транспортеров использовались специально оборудованные 50-тонные железнодорожные платформы, на которых устанавливались орудия. Характерно, что, когда для укомплектования батарей не хватало моряков, орудийные расчеты пополнялись добровольцами — железнодорожниками. За сравнительно небольшой срок (3 — 4 месяца) в Ленинграде таким образом было создано 29 батарей, насчитывающих 70 орудий калибра 100, 130 и 152мм. В январе 1942 года все железнодорожные батареи были объединены в одно соединение — 101-ю морскую бригаду железнодорожной артиллерии. Командиром бригады назначили генерал-майора И.Н. Дмитриева. Бригада включала в себя шесть дивизионов, в которых насчитывалось более 60 орудий. Трех орудийная батарея, вооруженная 356-мм пушками, вошла в состав бригады как отдельная. В 1942 и 1943 годах бригада являлась основным соединением флота, выполнявшим задачи контрбатарейной борьбы. Кроме того, она оказывала огневую поддержку Ленинградскому фронту, прикрывала войска 42-й армии, обеспечивала морские коммуникации Ленинграда с Кронштадтом и Ораниенбаумом. Кроме того, артиллеристы бригады наносили огневые удары по узлам сопротивления противника, его живой силе и технике, находившимся в глубоком тылу. Огневые позиции нередко оборудовались в 2 — 5 километрах от переднего края, так как важнейшие объекты врага располагались в глубине его обороны и с дальних огневых позиций были недосягаемы.

18 января 1943 года произошла встреча войск Ленинградского и Волховского фронтов. Блокада была прорвана. Сухопутное сообщение Ленинграда со страной восстановилось. Но окончательно блокаду города на Неве сняли только в январе 1944 года. И в этой операции роль железнодорожной артиллерии трудно переоценить.

К тому времени исполнилось два года со дня создания 101-й бригады железнодорожной артиллерии. По количеству орудий она являлась самым мощным артиллерийским соединением на Балтфлоте. Одновременный залп всех батарей мог сразу обрушить на врага 4850 кг металла, а с учетом скорострельности в минуту можно было выпустить свыше 23 тысяч кг. Бригада насчитывала около 3 тысяч бойцов и командиров, в том числе 146 девушек-краснофлотцев. За несколько дней до операции батареи железнодорожной артиллерии были передислоцированы на новые огневые позиции, ближе к линии фронта. Концентрические, эшелонированные в глубину и усиленные на основных направлениях боевые порядки давали возможность последовательно действовать и по глубине обороны противника, и в направлении наступления сухопутных войск. Боевое управление в целях обеспечения бесперебойности и живучести одновременно организовывалось с двух пунктов.

Когда началась операция, железнодорожные транспортеры, меняя огневые позиции, подавляли артиллерию и узлы сопротивления противника, расчищали путь пехоте и танкам. Они оказали существенную помощь войскам в овладении опорными пунктами, узлами вражеской обороны в районе Красное Село, Воронья Гора. В итоге ожесточенных боев вечером 19 января части 2-й ударной и 42-й армий соединились в районе Ропша, завершив окружение остатков разгромленной петергофско-стрельнинской группировки врага, и начали наступление на гатчинский плацдарм. В связи с этим линия фронта отодвинулась далеко за пределы достигаемости стационарной береговой артиллерии. Дальнейшую огневую поддержку войскам могла оказывать только железнодорожная артиллерия. 21 января 406-й дивизион, бронепоезда «За Родину!» и «Балтиец» перешли на правый фланг 2-й ударной армии из района Ораниенбаума в район Калише. Для более эффективного использования железнодорожной артиллерии с 24 января она подчинялась командующему артиллерией Ленинградского фронта.

Железнодорожная артиллерия успешно содействовала своим огнем быстро наступавшим частям, оперативно осуществляя маневр. Полевая артиллерия не успевала сопровождать быстро двигающуюся пехоту. 24 января наши войска стремительным ударом овладели городами Пушкин и Павловск, а 26 января штурмом взяли Гатчину. Стальное кольцо укреплений вокруг Ленинграда (так называемый Северный вал) было прорвано, сокрушено. В этом немалая заслуга 101-й бригады морской железнодорожной артиллерии, которая 22 января приказом народного комиссара ВМФ была преобразована в 1-ю гвардейскую.

Железнодорожная артиллерия в дальнейшем отмерила тысячи километров. В течение всей войны она являлась важным средством огневого содействия сухопутным войскам на приморских направлениях. Используя большую подвижность и мощность огня железнодорожной артиллерии, командование умело сосредоточивало ее на наиболее важных участках для подавления, разрушения и уничтожения сильно укрепленных объектов, дальнего огневого воздействия по резервам, командным пунктам, а также контрбатарейной борьбы. На приморских направлениях она успешно защищала морское побережье большой протяженности, имевшее развитую железнодорожную сеть и уязвимые, незащищенные стационарной артиллерией участки. Дальнобойность, высокая скорострельность, мощная разрушительная сила в сочетании с подвижностью позволяли решать многие задачи.

Большие требования предъявлялись к организации надежной противовоздушной обороны отдельных транспортов и батарей в целом. Так, для прикрытия боевых порядков артиллерийской группы под Кенигсбергом командующий 11-й гвардейской армией выделил для этой цели зенитный артиллерийский полк.

Необходимость стрельбы на большие расстояния (в районе Кенигсберга — более 25 км, в районе Либавы — до 32 км) требовала надежной корректировки огня. Для нее широко привлекалась авиация. С этой целью в январе 1945 года в оперативное подчинение бригады была передана 13-я отдельная авиаэскадрилья флота.

«…Артиллеристы, зовет Отчизна нас…» — эту песню, ставшую по сути гимном артиллеристов, знали и пели бывшие в разное время войны командирами морской железноартиллерийской бригады генерал-майоры И.Н. Дмитриев, Д.С. Смирнов, полковник С.С. Кобец, командиры железнодорожных артиллерийских дивизионов и отдельных железнодорожных батарей гвардии подполковники Г.И. Барбакадзе, Б.М. Гранин, Д.Н. Видяев, Я.Д. Тупиков, И.Н. Крайнев, Л.М. Тудер, гвардии майоры И.Е. Калашников, Г.П. Журбенко, Н.Ф. Будков, С.И. Жук, А.В. Маргунов и другие. Эту песню знали и распевали в послевоенные годы сыновья и внуки бывших артиллеристов, а также железнодорожников, совершавших ратные и трудовые подвиги и внесших достойный вклад в победу на фронтах Великой Отечественной войны.



Рубрики

Быстрый переход

Мы рекомендуем